Людвиг Фейербах — философ-материалист. Ему принадлежит мысль о том, что один философ, сколь бы одарен и талантлив он ни был, не может выразить всю глубину, весь объем человеческого знания о мире. Так были заложены основы критического восприятия гегелевской философии с ее непомерными претензиями стать «наукой наук», способной решить все мировоззренческие и познавательные проблемы.
Фейербах критически воспринимает и гегелевскую абсолютную идею, усматривая в ней своеобразную мистификацию мышления, которое, как считал Фейербах, производно от природы. В связи с этим он полагает неоправданным переход от логики к философии природы и от нее к философии духа. Мысль, с точки зрения Фейербаха, не может существовать до природы.
Безоговорочно отвергая царство «чистой мысли», философ отмечает, что разум неотделим от мыслящего человека, являющегося частью природы, наиболее совершенным ее творением.
Одна из важнейших задач философии, по утверждению Фейербаха, состоит в том, чтобы как можно полнее и многообразнее раскрыть единство природы и человека.
Природа формирует, человека, словно талантливый скульптор, лепит его по своему усмотрению. Природа бесконечна в пространстве. Природа с одинаковой заинтересованностью и старанием формирует как физиологические, так и духовные качества человека. Вот почему любое познание, а тем более философское, должно отталкиваться не от сферы чистой мысли, как это было у Гегеля, а от природы, от чувственно воспринимаемого бытия, существующего независимо от человеческого сознания и познания.
Так происходит окончательное размежевание Фейербаха с Гегелем, актуализируется принцип материалистического понимания мира, основанного на признании первичности материального по отношению к духовному.
Для Фейербаха человек — центр бытия. Поэтому проблема человека, его сущности, есть эпицентр философского анализа. Но человек выступает в работах Фейербаха лишь как представитель человеческого рода. Отношения между людьми — это отношения множества индивидов, связанных между собой природными узами.
Материализм Фейербаха - не диалектический, а метафизический. Ориентированный на природное бытие человека этот метафизический материализм выступил в особой своей разновидности — антропологическом материализме. Так сформировалось глобальное противоречие, характеризующее философию Фейербаха. Метафизический метод не дает возможности полностью, во всех сферах состояться материализму. Будучи материалистом в понимании природы, закономерностей познавательного процесса, Фейербах становится на позиции идеализма в объяснении общества. Периоды в общественном развитии он рассматривает через призму формирования религиозного мировоззрения, становления христианства как одной из мировых религий. Все многообразие общественных отношений сводится лишь к одной из форм духовной жизни людей.
Религия и нравственность в философской системе Фейербаха абстрактны и внеисторичны. Они оказываются пригодными для всех времен, народов, исторических эпох. А это фактически означает их абсолютную неприменимость ни для одного конкретного народа, ни для одной исторической эпохи.
Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, рассматривает природу не как механизм, а как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха — человек как единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается, прежде всего, как духовное существо. Согласно Фейербаху, дух и тело — две стороны той реальности, которая называется организмом.
Фейербах строит свою философию на базе противопоставления философии и религии. Бог трактуется как отражение в сознании людей их собственной, человеческой сущности. Религия мешает человеку преобразовывать реальный мир. «Человек человеку Бог». Критика религии привела его к критике идеализма Гегеля.
Мышление вторично и исходит из бытия.
Онтологической категорией Фейербаха становится любовь, она выступает критерием истины и действительности.
Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Задача мышления — собирать, сравнивать различать, классифицировать чувственные данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание.