Новое время, начавшееся в 17 веке, стало эпохой капитализма, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках него природа рассматривалась, как огромный механизм, а человек, как инициативный работник. Основной темой философии Нового времени стала тема познания. Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания.
Сторонники рационализма считали, что основным источником достоверного знания является разум (Декарт, Спиноза). Основателем рационализма считается Декарт - автор выражения «подвергай все сомнению». Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы.
Критерием истины у Декарта выступает познающий разум, а методологическая установка: «во всем должно сомневаться». Таким образом, первым условием философии он делает само отвержение всех определений, сомнение – это средство получении истины.
Бэкон первичную достоверность находит в чувственной очевидности, в эмпирическом, смысловом познании, а для Декарта чувственная очевидность неприемлема.
По мнению Декарта, науке необходим строгий и рациональный метод, позволяющий выстраивать ее по единому плану, что позволит человеку осуществлять господство над природой через научные достижения.
В основании нового метода мышления лежит Разум: «Мыслю, следовательно, существую». Из этого вытекает положение о верховенстве разумного, умопостигаемого способа познания мира над чувственным и трактовка истины как особого процесса мышления.
Процесс познания должен базироваться на достоверной аксиоматике. Философия должна выступать как наиболее достоверная наука. Следовательно, она должна обладать и наиболее достоверным научным методом.
Декарт ставит вопрос о постижении достоверности самой по себе. «Если мы отбросим и провозгласим ложным все, в чем можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, которые мыслим. Ибо нельзя полагать, что то, что мыслит, не существует. А поэтому факт, выраженный словами: «я мыслю, значит, существую», является наипервейшим из всех и наидостовернейшим».
С проблематикой познания в философии Декарта тесно связан вопрос о способе конкретного достижения наиболее достоверного, познания. Рассуждения о методе – это важнейшая часть философского наследия Декарта.
Правила, которых он придерживается и которые на основе своего опыта полагает важнейшими, он формулирует следующим образом:
— не принимать любые вещи за истинные; избегать поспешности и заинтересованности;
— не включать ничего, в чем можно сомневаться;
— делить все проблемы на части, чтобы легче было их решать;
— свои идеи располагать в последовательности, начиная с наипростейших и продвигаться медленно, к знанию наиболее сложных;
— совершать везде такие полные расчеты и такие полные обзоры, чтобы быть уверенным в том, что ты ничего не обошел.
Правила Декарта, как и все его «Рассуждения о методе», имели исключительное значение для развития философии и науки Нового времени.
Рационализм Декарта нашел много продолжателей. К наиболее выдающимся из них принадлежат, в частности, Спиноза.
Спиноза трактовал мышление как самосознание природы. Отсюда принцип познаваемости мира и глубокий вывод: порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей. Мышление тем совершеннее, чем активнее субъект. Разум стремится постичь в природе внутреннюю гармонию причин и следствий.
Он выделяет три рода знания. Во-первых, знания, основанные на воображении (чувственный уровень познания), они смутны и неясны. Во-вторых, рассудочное знание, опирающееся на ум и предназначенное для понимания мира. Их образцом выступает математика. Оно оперирует общими понятиями, лишено субъективизма, а потому истинно. В-третьих, интуитивное знание – это интеллектуальная, рассудочная деятельность, она дает возможность уму непосредственно «схватывать» общие понятия сущность вещей. Противоположно чувственным знаниям.
Спиноза считает, что необходимо построение науки путем дедуктивного метода. Из истинных аксиом логическим путем выводятся новые знания.
Итак, характерными чертами рационализма являются:
- неприятие чувственного метода постижения истины
- через достоверность мысли мыслящее существо идет к познанию окружающего мира;
- дедуктивный метод получения знаний.