Аристотель – ученый-энциклопедист, ученик Платона, но по ряду вопросов они расходятся: «Платон мне друг, но истина дороже!» Он – основоположником целого ряда наук (логики, психологии, биологии, истории науки, истории философии, эстетики, политэкономии, государствоведения и др.).
Материя. Аристотель считал, что материя не может возникнуть из ничего, не может измениться в своем количестве, она инертна и пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения множества вещей. (Например, из мрамора можно сделать множество статуй). Чтобы придать материи соответствующую форму нужен бог или ум – перводвигатель. Форма и материя неразрывно связаны между собой. Т.о. Аристотель подходит к идее единого бытия вещи: они представляют собой слияние материи и формы. Бог есть первая причина движения – начало всех начал.
Аристотель усматривает причинную зависимость явлений: все имеет причину. Он считал, что все сущее имеет смысловое начало, а также иерархия его уровней – от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее – от неорганических образований к миру растений, живых существ, разных видов животных и, наконец, к человеку, обществу. Следовательно, у Аристотеля большую роль играл принцип развития сущего, что органически связано с категориями пространства и времени, которые выступают у него как последовательность реальных и мыслительных событий и состояний.
- . Он впервые представил категории в виде системы, указав 10: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Сущность является основой остальных категорий. От нее человек идет к категории качества, затем количества. Развертываясь во времени и пространстве, сущность обнаруживает себя деятельной и страдательной, переходя из одного состояния в другое. Помимо выделенных 10, в трудах Аристотеля имеются и другие («материя», «форма», «движение»).
Для Аристотеля существовало только множество индивидуальных предметов, заключающих в себе сущность; нет никаких самостоятельных сущностей, пребывающих вне образований (здесь он расходился с Платоном).
- Свои наблюдения над отдельными вещами Аристотель переносит на мир в целом. Он полагает, что есть «причина причин», «форма форм». Это Космический Ум, или Бог. Он не творит природу и не вникает в частности. Этот Бог существует внутри нашего мира (а у Платона мир идей был вне мира над ним). Бог — в самом мире как план, проект Космоса, как Перводвигатель. Он не материален, это духовный Абсолют. Это чистая энергия. Бог движет. Любить Бога значит любить других, любить космос, любить самого себя, достигать энтелехии (нравственного совершенства) в своей деятельности. У Аристотеля «имя божества придается первому двигателю: не Бог есть вечный двигатель, а вечный двигатель заслуживает названия Бога». Душу человека Аристотель также считал движущей силой.
Логические законы Аристотеля. Анализируя категории и оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель сформулировал логические законы: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении), закон противоречия («не противоречь сам себе») и закон исключенного третьего («А или не-А истинно, третьего не дано»).
Государство. Для достижения счастья человек должен объединяться с другими людьми. Первый результат общественной жизни – это образование семьи. Аристотель считал естественным стремление людей к совместной жизни и политическому общению. Условиями счастья являются наличие определенных добродетелей (добродетельно то, что служит интересам общества) – справедливость, благоразумие, мужество и рассудительность. Гражданин обязан повиноваться властям и законам, а политик (властитель) должен быть нравственно совершенным.
Он считал, что монархия, аристократия и политая (республика) — это «правильные» формы правления, а тирания, олигархия и демократия — «неправильные».
Аристотель разработал концепцию «лучшего государства». В отличие от Платона, он обосновывает преимущество частной собственности. Он отмечал, что общность имущества вызывает недовольство, снижает заинтересованность в труде. Нужно умеренное богатство. По Аристотелю, политая объединяет добродетель, умеренное богатство и свободу. Аристотель считал естественным рабовладение.
В политическом устройстве Аристотель различал три части: законодательную, административную и судебную. Между ними не должно быть раздора. Требуется, по Аристотелю, наблюдать за официальными лицами, чтобы они не превращали административную должность в источник личного обогащения. Гражданин государства должен быть допущен к исполнению судейской и административной функции.