Согласно теории А. Маслоу существует 5 групп потребностей, которые он расположил по иерархии (рис. 10).
Самовыражения Признания,
самоутверждения
Принадлежности, причастности
Безопасности
Физиологические
Рис. 10. Пирамида потребностей А. Маслоу
В основе теории А. Маслоу лежит идея о том, что мотивы индивида образуются от пяти групп базисных потребностей. Затем он считал, что пока потребности более низкого уровня не будут удовлетворены, потребности более высокого уровня не скажутся на мотивации индивида. Рассмотрим содержание каждой группы потребностей.
Физиологические потребности ─ базисные потребности в пище, воде,
тепле, убежище и т.д., удовлетворение которых позволяет человеку выжить.
Потребности в безопасности связаны со стремлением и желанием людей обеспечить удовлетворение физиологических потребностей на постоянной основе, сохранение определенного уровня жизни, предсказуемость и контроль за собственной жизнью. Люди, испытывающие такие потребности, стремятся избегать волнительных ситуаций, любят порядок, четкие правила, ясные структуры. Для такого человека важны гарантии работы, пенсионное обеспечение, гарантия медицинского обслуживания.
Потребности в принадлежности и причастности выражаются в стремлении человека участвовать в совместных действиях, дружить, любить, участвовать в общественных мероприятиях.
Потребности в общественном признании и самоутверждении выражаются в стремлении индивида быть компетентным, сильным, способным, уверенным в себе, а также в желании, чтобы окружающие признавали его таковым и уважали за это. Люди с такой активной потребностью стремятся к лидерскому положению.
Потребности в самовыражении проявляются в стремлении индивида к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и
навыков. Эти потребности, по сравнению с другими группами потребностей, носят индивидуальный характер. Это потребности человека в творческом труде.
На практике не наблюдается жесткого следования одной группы потребностей за другой. Также теория иерархии потребностей не учитывает индивидуальность человека.