Истина, согласно этому определению, есть суждение, соответствующее действительности (Аристотель).
Современное понимание истины включает в себя, прежде всего положение о ее объективности, то есть независимости содержания знания ни от человека, ни от человечества.
Особенности истины как процесса выражаются категориями абсолютной и относительной истины.Абсолютное выражает устойчивое, неизменное в явлении, а относительное - изменчивое, преходящее.Абсолютно абсолютным является только материя и ее атрибут – движение: какие бы коренные изменения ни происходили в процессе движения материи, она все равно остается движущейся материей, абсолютность всего другого относительна.
Абсолютная и относительная истины – это два необходимых момента одной объективной истины, выражающие разные ступени познания человеком объективного мира.Истина – это процесс мышления, содержанием которого является движение к объективному, абсолютному.
Истина – это философская категория, обозначающая меру отражения объкета познающим субъектом.
Заблуждение – содержание знание субъекта, не соответствующее реальности объета, но принимаемое за истину.
Ложь – это сознательное искажение образа объекта.
Правда – это соответствие высказывания субъекта его мыслям, и она является частным случаем истины.
Относительная истина – это знание, которое, являясь верным отражением действительности, отличается некоторой неполнотой совпадения образа с объектом.
Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее совпадение с объектом.
Критерии истины делятся на внешние и внутренние.
В качестве внешних критериев выделяют практику (диалектический материализм), полезность (прагматизм), самосогласованность (или когеренцию).
Главным, решающим критерием истины (впервые введенным в таком качестве марксизмом) является практика, т. е. материальная предметно - чувственная деятельность человека, направленная на реальное преобразование мира – природного и социального. Истинность научных теорий окончательно проверяется на практике теми или иными способами (непосредственно с помощью эксперимента или опосредованно – путем логического доказательства на основе практической проверки исходных положений данной теории). Развивающаяся общественная практика может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное человеческое представление.
Если внешних критериев недостаточно, говорят о внутренних критериях:
1) критерий логики: по свойству непротиворечивости;
2) эстетический критерий;
3) критерий экономности мыслей;
4) симметричности;
5) научной рациональности.