Даосизм
Основатель - китайский мудрец Лао-цзы.
Центральное понятие данной -Дао - «путь» / «закон»
Суть: Всеобщий путь (вектор) происходящих в Космосе изменений есть высший закон его существования. Человек, будучи «микрокосмом», неотъемлемой составной частью Большого Космоса, должен следовать этому пути. В этом смысл его жизни.
Принципы даосизма:
- «не-деяние» - отказ от действий, расходящихся с Дао.
- «не-знание» - предпочтение логическому познанию вещей получения знаний (интуитивных) и умений непосредственно от Дао.
- принцип спокойствия - отказ от излишней практической и познавательной деятельности.
"Дао во всем".
Учение даосов исходит из интуитивного представления о том, что Дао есть всё пронизывающее собою божественное начало всего и вся.
Учение Конфуция.
Проблематика сводится к этико-политическим вопросам.
Основные категории этого учения: Ци, Ли, Сяо, И, Жэнь, Дао-Дэ. Ци означает «энергия», «материя». Ли значит «порядок» (как в природе, так и в обществе), а также «правила поведения», «ритуал». Сяо означает субординацию во взаимоотношениях между людьми. И значит «справедливость». Жэнь – «человечность». Дао-Дэ выражает единство Дао и его проявлений. «Совершенномудрый», содержащий в своей душе Дао, так или иначе, выражает Его внешне – в речах и деяниях.
Конфуцианство родилось в результате попытки Конфуция собрать и сохранить традиционные духовные ценности, наработанные на протяжении тысячелетий китайским обществом.
Результатом собирательской деятельности Конфуция явилось формирование целостной философско-этической системы, которая, получила статус официальной философии, продержавшейся в Китае на протяжении двух с половиной тысяч лет и пользующейся авторитетом и в наши дни.
Конфуциа́нство— этико-философское учение, разработанное Конфуцием (551—479 до н. э.) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия.
Состав конфуцианского канона.
Конфуцианский канон складывался постепенно и распадается на два набора текстов: «Пятикнижие» и «Четверокнижие».
В оригинальном названии конфуцианского учения отсутствует указание на имя его создателя, что соответствует исходной установке Конфуция — «передавать, а не создавать самому». Конфуций выдвинул идеал государственного устройства, в котором при наличии сакрального правителя, реальная власть принадлежит «учёным» (жу), которые совмещают в себе свойства философов, литераторов и чиновников. Государство отождествлялось с обществом, социальные связи — с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре. Семья выводилась из отношений между отцом и сыном. С точки зрения Конфуция, функция отца была аналогична функции Неба. Поэтому сыновняя почтительность была возведена в ранг основы добродетели-дэ.
Моизм и легизм просуществовали на протяжении нескольких веков и были поглощенны конфуцианством как более фундаментальной философской системой.
Мои́зм — древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы — древнекитайский мыслитель Мо-цзы. После его смерти моизм распался на три течения, представленные Сянли, Сянфу и Дэн Лином, которых обычно называют поздними моистами. В V—III вв. до н. э. моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологии Китая. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Если Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия. Образцом верности принципу всеобщей любви моисты считали великого Юя — легендарного правителя древности, который усмирил потоп.
Леги́зм (фр. Légisme) — философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников» .
Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра.
Легисты прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания. Предтечей легизма, его первым видным представителем считается Гуань Чжун, с именем которого связывается представление о первых серьёзных реформах, направленных на укрепление власти правителей царств.
Культ закона, точнее, административных распоряжений осуществляющего централизованную власть правителя — вот основной тезис легизма [ .Крупнейший представитель раннего легизма и основоположник учения — Шан Ян (ок. 390— 338 гг. до н. э.) — инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»).
Высшая цель деятельности государя — создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.
Легизм разделился на ранний и поздний.
Более поздние последователи Шан Яна отказались от наиболее одиозных положений учения и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с даосизмом и конфуцианством.
Космологические представления древнекитайских мыслителей базировались на общем натурфилософском понятии гармонического единства противоположностей Инь и Ян (женского и мужского начал), а также на представлении о лежащих в основе всего сущего пяти вещественных первоэлементов, расположенных в субординационном порядке: земля – дерево – металл – огонь – вода.