пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


52. Феномен человека. Основные проблемы человеческого существования. Проблема жизни и смерти в философии, религии и современной науки

Феномен человека.

Дискурсы философского познания социальной действительности предполагают различные подходы к разработке понятия «феномен человека». Исследование сути природы человека, его социального бытия и духовной жизни, выявление соотношения объективной реальности и субъективной рефлексии, духовного и материального принадлежат к вечным вопросам, которые волнуют философию на протяжении тысячелетий. Функциональный подход к природе человека обусловил создание целой галереи «образов человека»: человек разумный (Сократ), человек умелый (Б. Франклин), человек играющий (Й. Хейзинга), человек деятельный (И. Кант, И. Г. Фихте, К. Маркс), человек бунтующий (А. Камю), человек символический (Э.Кассирер) и пр.
В ХХI веке возникает вопрос о сохранении самого человека как социального и биологического вида, его культуры, образа жизни, а также ценностей и нормативов, которые были выработаны человечеством. Все это находит отражение в исследованиях отечественных ученых, тем более, когда стоит вопрос о сохранении личности человека, идентичности граждан Казахстана.
Проблема человека всегда находилась в центре общественного сознания и являлась одной из основных тем человечества. Однако, факторы становления личности человека в новую эру не осмыслены и не проанализированы окончательно. Интерес к проблеме человека связан с обострившимися проблемами сохранения самого человека, его идентичности, культуры, духовности, в связи с социальными, технологическими и техногенными воздействиями на людей, параллельно идущими с процессами глобализации. К не менее важным проблемам относится исследование факторов, ведущих к разрушению культуры, расшатывающих мировоззрение человека, изменяющих ценности. Все это ведет к уничтожению достойных для человека жизненных ориентаций, исчезновению духовности. Поэтому по инициативе Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева разработана Государственная программа «Культурное наследие». Программа предусматривает создание целостной системы изучения огромного культурного наследия народа, в том числе и современной национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев; воссоздание историко-культурных и архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной истории; обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности; создание на государственном языке полноценного фонда гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы.
Человечество вступило в новую эпоху своего развития, это случилось в процессе постоянно ускоряющейся жизнедеятельности людей. Отличительная черта нашей эпохи – глобальный кризис, охвативший все сферы общественной жизни: экономическую, политическую, социальную и духовную. Человек неумолимо становится другим и далее продолжает меняться, наблюдаются изменения в его психологии и мировоззрении, в кругозоре, восприимчивости, душевных переживаниях, аналитических способностях. Как пишет Э. Тоффлер в работе «Третья волна»: «Ибо если посмотреть вокруг, мы повсюду обнаруживаем свидетельства психологического истощения. Как будто бомба взорвалась в нашей общей «психосфере». Мы фактически переживаем не просто разрушение техносферы, инфосферы или социосферы Второй волны, но также распад ее психосферы». Главная примета нового времени, его содержательная сторона состоит, как представляется, в том, что современный человек создал мир, слишком сложный для себя как отдельно взятой личности, для своих индивидуальных и интеллектуальных возможностей. В результате он утратил способность сознавать базовые закономерности этого мира и их изменения, предвидеть последствия своих усилий и направление своего собственного развития.
Жизнь доказывает, что история человечества развивается неоднозначно и непредсказуемо. Но тема человека продолжает сохранять свою актуальность и на сегодняшнем этапе жизни людей.
Главным феноменом мира ценностей является сам человек. Это представление возникло не сразу, а стало итогом длительной эволюции общественного сознания. Уникальна и бесценна жизнь любого человека, ибо каждый человек наделен индивидуальными неповторимыми чертами. Николай Бердяев в работе «О назначении человека» писал, что ценность личности есть высшая иерархическая ценность в мире, ценность духовного порядка.
В истории философии существовали разные системы ценностей. В древнем мире утверждали, что наслаждение - высшее благо жизни, к этой точке зрения склонялись Эпикур, Аристипп и другие.
Эпикур рассуждает о жизни и смерти человека. Он считал, что «все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущения». Эпикур советует жить безмятежно, находиться в состоянии атараксии, чему способствует благоразумие, умеренность.
В античной философии поворот к человеку как феномену мира ценностей осуществляет Сократ. Его в современной западной философии называют родоначальником философии человека, его первоначальной версии. Согласно Сократу, самопознание становится главнейшей и единственной целью философии, а разум - это уникальное свойство, которое присуще только человеку. Протагор выделяет не только способность к мышлению, но и человеческую субъективность, т.е. провозглашалась относительность любого знания, любых ценностей. Для Сократа является важным выяснение природы ценностей, что есть благо, добро, зло, справедливость, мужество и, прежде всего мудрость. Согласно Сократу, человеком часто управляет страсть, удовольствие, скорбь, иной раз любовь, а чаще страх, но человеком должно управлять знание, и, прежде всего знание самого себя.
Аль-Фараби писал, что человек не может быть наделенным с самого начала от природы добродетелью или пороком, также как он не может быть прирожденным ткачом или писцом. Он отмечал, что человек стал человеком благодаря разуму. Аль-Фараби выделил главную особенность человеческого достоинства - это хороший нрав и силу ума. Кроме того, по отношению же к людям связующим началом выступает человечность, и людям, поскольку они принадлежат к роду человеческому, надлежит поддерживать между собой мир. Как достигнуть счастья? Алъ-Фараби считал, что человек достигает счастья только тогда, когда ему присуше прекрасное. Прекрасное, согласно Фараби, может быть присуше благодаря искусству философии. Интерес вызывает и философия Спинозы, ему принадлежит знаменитое выражение «не плакать, не смеяться, не проклинать, а понимать». Свобода человека, понимающего мир и себя означает победу истинной идеи над менее истинными. Согласно мыслителю, свободным в полном смысле слова может быть только мудрец, освободившийся от аффектов. Что же касается массового человека, толпы, они будут управляться мнением, страстями. Хотя люди «по природе своей склонны к ненависти и зависти», а значит, злы, они должны освободиться от чувства страха и жить безопасно. Вывод Спинозы, цель государства - в действительности есть свобода.
   Высшая ценность - человек, было сформулировано И.Кантом в философии. Кант убедительно доказывает, что человек принадлежит к двум мирам, так как с одной стороны, человек - феномен материального мира, управляемого законами детерминации; он - клеточка чувственно-природного мира, в то же время человек - есть ноумен, сушество сверхчувственное рационально-духовное, нравственное. Сверхзадача философии обосновать идею категорического императива. Согласно Канту, поступок будет нравственным, если следовать долгу и уважать моральный закон. Кант постоянно указывает, что человек не средство, а цель, и даже цель целей и поэтому человеколюбие является важнейшим духовным качеством человека. Человеколюбие основано на безусловном выполнении категорического императива, нравственного долга.
В XIX и XX веке проблема ценностей рассматривается мыслителями, как А. Швейцер, Б. Рассел, Х. Ортега-и-Гассет, А. Эйнштейн, а также связана с именами казахских и русских философов А. Кунанбаевым, Ш.Кудайбердиевым, П. Флоренским, С. Булгаковым, Н. Лосским. Шакарим Кудайбердиев в своей работе «Три истины» выделяет среди нравственных ценностей - уждан (совесть). Глобальные проблемы современности, появление возможности самоуничтожения человечества, социальные потрясения обострили все традиционные проблемы. Общечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности жизни человека и необходимость сохранить среду обитания являются наиболее актуальными сегодня.
Человек как ценность рассматривается одним из главных философских направлений XX века - экзистенциализмом. Согласно экзистенциализму, трагизм человеческого существования заключается в том, что человек как бы «заброшен» в предметно-физический мир. Отсюда, возникают вопросы на уровне философских рефлексий, как познать бесконечное, мир конечными средствами познания? Как вообще можно существу смертному делать выводы о мире в целом? Не впадает ли человек в ошибки, объясняя мир и пытаясь изменить его? Человек чувствует разрыв с миром (природой, социумом) и это переживается как ощущение одиночества. В истории философии Габриэль Марсель, Сартр, Карл Ясперс рассматривают человека в качестве конечного и смертного индивида, часто трагического и парадоксального, в котором лишь самосознание является фундаментальным. Следует подчеркнуть особенность экзистенциальной философии, согласно которой каждый индивид должен осознавать границы своей собственной жизни. Отсюда и ответственность человека. Человек свободен, он должен принять решение (но при этом нет никаких объективных норм и предписаний по поводу того, как определить, какого рода личностью он собирается стать). Суть экзистенциальной загадки начинается с "выбора, так как выбор является исходной точкой в присвоении человеком своей сущности, т.е. человек есть лишь то, что сам из себя делает.
 Хайдеггер особо выделяет бытие человека, единственное бытие, которое способно «вопрошать» о самом себе, бытие - экзистенция, т.е. взаимодействие человека с миром. Согласно Хайдеггеру, нельзя видеть в человеке средство, т.е. не забывать о высоком предназначении человека. Человек, идя от своего бытия, придает значение и смысл миру.
В казахской философии Шакарим Кудайбердиев в работе «Три истины» выделяет высшую ценность - это уждан - совесть, включая в это понятие человеческую скромность, справедливость, доброту. Согласно Шакариму первую истину составляет истина веры. Вторая истина - истина науки. Третья истина - это истина души - субстанциальную основу, которой составляет совесть. Совесть как изначальная потребность души и есть та истина, которая может очистить человека от нравственной скверны и поставить его на путь духовного совершенствования человека во имя согласия и счастья.
Абай Кунанбаев пытался разрешить проблемы нравственного совершенствования человека. «Адам бол» - этот основной принцип проходит красной нитью в работе Абая «Слова назидания».
Таким образом, через все философские системы и этапы проходит становление высшей ценности в философии - человек – цель.

Основные проблемы человеческого существования.

Преимущественным объектом философского осмысления в экзистенциализме выступа­ет бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, об­разующие «жизненный мир» личности. Жизненный мир, с позиций экзистенциалистов, — это не фрагмент пред­метного материального мира, а мир духовности, субъек­тивности.

Одна из главенствующих установок экзистенциализ­ма — это противопоставление социального и индивиду­ального бытия, утверждения радикальной разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Это противопостав­ление выливается в способ решения проблем человеческо­го существования в форме антитез и парадоксов. Развер­нутые в различных плоскостях — сущности и существова­ния, бытия и обладания, познания и понимания — они отражают трагизм положения человека в мире [1, c. 99].

Экзистенциалисты утверждают, что человек не определяется никакой сущностью: ни природой, ни общест­вом, ни собственной сущностью человека, ибо такой сущ­ности, по их мнению, не существует. Имеет значение толь­ко его существование (экзистенция). Основная установ­ка экзистенциализма, по словам Ж.-П. Сартра, существо­вание предшествует сущности. Это означает, что человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность. Однако этому препятствует объективный процесс обесчеловечения, деперсонализации общества, вызывающий в каждом из нас сопротивление, сила и качество которого выражается по-разному в зависимости от мировоззрения, социальных условий и т.д. Существование человека связывается с двумя типами бытия: неистинным бытием и истинным бытием.

Неистинное бытие(бытие в отношении к другим вещам) характеризуется однородностью, отсутствием творческих источников, любых изменений, застоем. Такое бытие абсурдно, бессмысленно, несвободное, в нем человек существует как вещь и не является «хозяином» самого себя, он находится в плену вещей и понятий, которые сам создал.Истинное бытие(бытие в отношении к самому себе) является настоящей экзистенцией, которую отличает активность, движение, нахождение свободы. В немецком языке термин «существование» обозна­чается словомDasein(буквальный перевод «здесь — бы­тие»); вводя этот термин, немецкий экзистенциалист М. Хайдеггер хотел подчеркнуть, что человека можно рас­сматривать как историческое существо, пребывающее «здесь и теперь» в этом остановленном моменте времени. Следовательно, и задача философии определялась им как анализ наличного бытия человека, застигнутого «здесь и теперь», в непроизвольной сиюминутности переживаний.

Исследования сиюминутного переживания, опыта време­ни — одна из ведущих тем основной работы М. Хайдеггера «Бытие и время». В этой работе М. Хайдеггер ставит во­прос о создании новой онтологии. Исходный пункт этой он­тологии «здесь—бытия» — экзистенция. Экзистенция, по М. Хайдеггеру, определяется конечностью человека, его положением в мире и коммуникацией (общениемс другими людьми.

Согласно экзистенциализму, человек — это времен­ное, конечное существо, предназначенное к смерти. Представление о смерти как самоочевидной, абсолютной границе любых человеческих начинаний занимает в экзис­тенциализме такое же место, как и в религии, хотя большинство представителей этой философии не пред­лагают человеку никакой потусторонней перспективы. Экзистенциалисты считают, что человек не должен убе­гать от сознания своей смертности, а потому высоко ценить все то, что напоминает индивиду о суетности его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистическом учении о «пограничных ситуаци­ях» — предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность. «Пограничная ситуация» — это ситуация перед лицом смерти, «ничто», «быть или не быть» в секулярной разновидности экзистенциализма или перед миром трансценденции — Бога — в религиозной разновидности экзи­стенциализма.

Трансцендирование - является важнейшим определением экзистенции. В зависимости от понимания трансцендентного и самого акта трансцендирования различается форма философствования у представителей экзистенциализма. Если у Ясперса, Марселя, позднего Хайдеггера, признающих реальность трансцендентного, преобладает момент символический и даже мифопоэтический (у Хайдеггера), поскольку трансцендентное невозможно познать, а можно лишь "намекнуть" на него, то учение Сартра и Камю, ставящих своей задачей раскрыть иллюзорность трансценденции, носит критический характер [4,c. 152].

Пограничные ситуации ставят человека перед необходимостью выбора. Человек постоянно должен выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности и идеалы. Для религиозного экзитенциализма главный момент выбора: «за» или «против» Бога. «За» — значит путь веры, любви и смирения. В результате, человека ждет бесконечное блаженство. Против — означает отречение от Бога, чреватое божественной карой.

Проблема жизни и смерти в философии, религии и современной науки.

Проблема жизни и смерти в философии.

Высшей, абсолютной ценностью является человеческая жизнь. Сущность жизни в истории человечества трактовалась по-разному: от борьбы за существование (Ч. Дарвин) и способа существования белковых тел (Ф. Энгельс) до космического процесса качественных изменений «жизненного порыва» (А. Бергсон). Но аксиологический аспект осмысления жизни заключается не столько в выяснении ее сути, сколько в поисках ответов на вопросы: «в чем смысл жизни?», «зачем человек живет?».

Жизнь является всеобщим необходимым условием осуществления всех иных (реальных и утопических) целей, задач, мечтаний, которые человек ставит перед собой. В отличие от животного человек осознает свою смертность, понимает, что жизнь не бесконечна. Поэтому он стремится продлить свою жизнь, приобщиться к вечному, оставить о себе память. Но это удается человеку лишь в том случае, если его жизнь была наполнена смыслом. Выяснение, уяснение и поиск этого смысла выступают, таким образом, предварительными условиями человеческого бессмертия.

Выступая абсолютной, высшей ценностью, жизнь может иметь различную цену.

Таким образом, поиск смысла жизни для человека является естественным процессом и вытекает он из естественной же потребности самоощущения значимости своей жизни для других и самого себя. Смысл жизни не может быть определен окончательно, потому что он не задан наперед, а формируется человеком на каждом конкретном этапе своего бытия. Любые конкретные привязки к отдельным смыс-ложизнеиным ценностям имеют смысл, но не могут охватить все целое. Смысл жизни не может быть исчерпан даже самым полным перечнем смысложизненных ценностей.

Поэтому, если и возможно, то лишь самое абстрактное (а поэтому и малоценное в практическом отношении) его определение; смысл жизни заключается в самой жизни, в том, чтобы жить подлинной жизнью, быть Человеком при всех обстоятельствах и даже вопреки им.

Смерть — завершающий момент существования живого существа. Неотъемлемой чертой религий является представление о смерти как о конце плотской, земной жизни и переходе к вечной — бестленной, духовной.

Проблема смерти порождает вопрос о цели и смысле жизни. В этом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни решается каждым человеком по своему, в зависимости от мировоззренческих установок.

Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических, систем. Как и всё. что обладает бытием, рано или поздно заканчивает своё существование и переходит в небытие, так человек завершает свою жизнь процессом умирания. От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает «целей» жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно нереализуемое, адекватное существо.

Человек не удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача каждого человека — всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом.

Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, последующих поколениях. Человек создает различные предметы, орудия труда, научные труды, совершает новые открытия. Сущность человека выражается в его творчестве, в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает своё социальное и более длительное, чем у индивида, существование.

 

Проблема жизни и смерти в религии.

Рассмотрим данные проблемы применительно к трем мировым религиям -

христианству, исламу и буддизму и цивилизациям, на них основанным.

     2.1. Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия  исходит из

ветхозаветного положения: " День смерти лучше дня рождения" и новозаветной

заповеди Христа "... я имею ключи от ада и смерти".  Богочеловеческая сущность

христианства проявляется в том, что бессмертие личности как целостного существа

мыслимо только через воскресение. Путь к нему открыт искупительной жертвой

Христа через крест и воскресение. Это сфера тайны и чуда, ибо человек выводится

из сферы действия природно-космических сил  и стихий и ставится как личность

лицом к лицу с Богом, который тоже есть личность.

Таким образом, целью жизни человека является обожение, движение к жизни

вечной. Без осознания этого, земная жизнь превращается в сон, пустую и

праздную мечту, мыльный пузырь. В сущности, она есть только приготовление к

жизни вечной, которая не за горами для каждого. Поэтому и сказано в

Евангелии: "Будьте готовы: ибо, в который час не думаете, приидет сын

Человеческий".  Чтобы жизнь не превратилась, по словам М.Ю.Лермонтова, "в

пустую и глупую шутку", необходимо всегда помнить о смертном часе. Это не

трагедия, а переход в мир иной, где уже обитают мириады душ, добрых и злых и

где каждая новая входит на радость или муку. По образному выражению одного из

нравственных иерархов: "Умирающий человек - заходящее светило, заря которого

уже блещет над другим миром". Смерть разрушает не тело, а тленность его и

поэтому она - не конец, а начало жизни вечной.

Иное понимание бессмертия христианство связало с образом "Вечного жида"

Агасфера. Когда изнемогающий под тяжестью креста Иисус шел на Голгофу и

захотел отдохнуть, стоявший среди других Агасфер сказал: "Иди, иди", за что и

был покаран - ему навсегда было отказано в покое могилы. Из века в век

обречен он скитаться по миру, дожидаясь второго пришествия Христа, который

один может лишить его постылого бессмертия.

Образ "горного" Иерусалима связан с отсутствием там болезни, смерти, голода,

холода, нищеты, вражды, ненависти, злобы и прочих зол. Там жизнь без труда и

радость без печали, здоровье без немощи и честь без опасности. Все в цветущей

юности и возрасте Христа утешаются блаженством, вкушают плоды мира, любви,

радости и веселья, причем "друг друга любят как себя". Евангелист Лука так

определил суть христианского подхода к жизни и смерти: "Бог не есть Бог

мертвых, но Бог живых. Ибо у него все живы". Христианство категорически

осуждает самоубийство, так как человек не принадлежит себе, его жизнь и

смерть " в воле Божьей".

2.2.  Другая мировая религия - ислам - исходит из факта сотворенности

человека волей всемогущего Аллаха, который, прежде всего, милосерден. На

вопрос человека: "Разве, когда я умру, я буду известен живым?", Аллах дает

ответ: "Разве не вспомнит человек, что мы сотворили его раньше, а  был он

ничем?".  В отличие от христианства, земная жизнь в исламе расценивается

высоко. Тем не менее, в Последний день все будет  уничтожено,  а  умершие

воскреснут  и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. Вера в

загробную  жизнь  является необходимой,

поскольку в этом случае человек будет оценивать свои действия и поступки не с

точки зрения личного интереса, а в смысле вечной  перспективы.

Разрушение всей Вселенной в день Справедливого суда предполагает творение

совершенно нового мира. О каждом человеке будет представлена "запись" деяний

и мыслей, даже самых тайных и вынесен соответствующий приговор. Таким

образом, восторжествует принцип верховенства законов морали и разума над

физическими закономерностями. Морально чистый человек не может находиться в

униженном положении, как это имеет место в реальном мире. Ислам категорически

запрещает самоубийство.

Описание рая и ада в Коране полны ярких подробностей, дабы праведники могли

полностью удовлетвориться, а грешники получить по заслугам. Рай - это

прекрасные "сады вечности, внизу которых текут реки из воды, молока и вина";

там же  "чистые супруги",  "полногрудые сверстницы", а также "черноокие и

большеглазые, украшенные браслетами из золота и жемчуга".  Сидящих на коврах

и опирающихся на зеленые подушки обходят "мальчики вечно юные", предлагающие

на блюдах из золота "мясо птиц".  Ад для грешников - огонь и кипяток, гной и

помои, плоды дерева "заккум", похожие на голову дьявола, а их удел - "вопли и

рев".  Спрашивать Аллаха о смертном часе нельзя, так как знание об этом

только у него, а " что тебе дано знать, - может быть, час уже близок".

2.3. Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно отличается

от христианского и мусульманского. Сам Будда отказывался отвечать на вопросы:

"Бессмертен ли познавший истину или смертен он?", а также: может ли познавший

быть смертным и бессмертным одновременно? В сущности, признается только один

вид "дивного бессмертия" - нирвана, как воплощение трансцендентного Сверхбытия,

Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов.

Буддизм не стал опровергать развитое брахманизмом учение о переселении душ,

т.е. веру в то, что после смерти любое живое существо снова возрождается в

виде нового живого существа (человека, животного, божества, духа и т.д.).

Однако буддизм внес в учение брахманизма существенные изменения. Если

брахманы утверждали, что путем различных для каждого сословия ("варны")

обрядов, жертв и заклинаний модно достичь "хороших перерождений", т.е. стать

раджей, брахманом, богатым купцом и т.д., то буддизм объявил всякое

перевоплощение, все виды бытия неизбежным несчастьем и злом. Поэтому высшей

целью буддиста должно быть полное прекращение перерождений и достижение

нирваны, т.е. небытия.

Поскольку личность понимается как сумма драхм, находящихся в постоянном

потоке перевоплощения, то отсюда следует нелепость, бессмысленность цепи

природных рождений. "Дхаммапада" утверждает, что "рождение вновь и вновь -

горестно". Выходом является путь обретения нирваны, прорыв цепи бесконечных

перерождений и достижение просветления, блаженного "острова", находящегося в

глубине сердца человека, где ""ничем не владеют" и "ничего не жаждут".

Известный символ нирваны - угашение вечно трепещущего огня жизни хорошо

выражает сущность буддийского понимания смерти и бессмертия. Как говорил

Будда: "Один день жизни человека, видевшего бессмертную стезю, лучше

столетнего существования человека, не видевшего высшей жизни".

Для большинства людей достичь нирваны сразу, в данном перерождении,

невозможно. Следуя по пути спасения, указанному Буддой, живое существо обычно

должно снова и снова перевоплощаться. Но это будет путь восхождения к "высшей

мудрости", достигнув которой существо сможет выйти из "круговорота бытия",

завершить цепь своих перерождений.

Спокойное и умиротворенное отношение к жизни, смерти и бессмертию, стремление

к просветлению и освобождению от зла характерно и для других восточных

религий и культов. В этой связи меняется отношение к самоубийству;  оно

считается не столь греховным, сколько  бессмысленным,    ибо   не

освобождает человека от круга рождений и смертей, а только приводит к

рождению в более низком воплощении. Нужно преодолеть такую привязанность к

своей личности, ибо, по словам Будды, "природа личности есть непрерывная

смерть".

2.4. Концепции жизни, смерти и бессмертия, основанные на безрелигиозном и

атеистическом подходе к миру и человеку. Безрелигиозных  людей и атеистов

часто упрекают за то, что для них земная жизнь - это все, а смерть -

непреодолимая трагедия, которая, в сущности, делает жизнь бессмысленной.  Л.Н.

Толстой в своей знаменитой исповеди мучительно пытался найти в жизни тот смысл,

который бы не уничтожался неизбежно предстоящей каждому человеку смертью.

Для верующего тут все ясно, а для неверующего возникает альтернатива трех

возможных путей решения этой проблемы.

Первый путь - это принять мысль, которая подтверждается наукой и просто

здравым рассудком, что в мире невозможно полное уничтожение даже элементарной

частицы, и действуют законы сохранения. Сохраняется вещество, энергия и, как

полагают, информация и организация сложных систем. Следовательно, частицы

нашего "я" после смерти войдут в вечный кругооборот бытия и в этом смысле будут

бессмертными. Правда, они не будут обладать сознанием, душой, с которой

связывается наше "я". Более того, этот вид бессмертия обретается человеком в

течение всей жизни. Можно сказать в форме парадокса: мы живы только потому, что

ежесекундно умираем. Ежедневно отмирают эритроциты в крови, клети эпителия,

выпадают волосы и т.д. Поэтому зафиксировать  жизнь и смерть как абсолютные

противоположности в принципе невозможно не в действительности ни в мыслях. Это

две стороны одной медали.

Второй путь - обретение бессмертия в делах человеческих, в плодах

материального и духовного производства, которые входят в копилку человечества.

Для этого, прежде всего, нужна уверенность в том, что человечество бессмертно и

идет космическое предназначение в духе идей К.Э.Циолковского и других

космистов. Если же для человечества реально самоуничтожение в термоядерной

экологической катастрофе, а также вследствие каких-то космических катаклизмов,

то в этом случае вопрос остается открытым.

Третий путь к бессмертию, как правило, выбирают люди, масштаб

деятельности которых не выходит за рамки их дома и ближайшего окружения. Не

ожидая вечного блаженства или вечных мук, не вдаваясь в "хитрости" разума,

соединяющего микрокосмос (т.е. человека) с макрокосмосом, миллионы людей

просто плывут в потоке жизни, ощущая себя, его частицей. Бессмертие для них -

не в вечной памяти облагодетельствованного человечества, а в повседневных делах

и заботах. "Веровать в бога не трудно.... Нет вы в человека уверуйте!" - Чехов

написал это, вовсе не предполагая, что именно он, сам, станет примером такого

типа отношения к жизни и смерти.

Проблема жизни и смерти в современной науки.

Смерть, прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого — гибель индивидуума как обособленной живой системы, сопровождающаяся разложением белков и других биополимеров, являющихся основным материальным субстратом жизни. В основе современных диалектико-материалистических представлений о смерти лежит мысль, высказанная Ф. Энгельсом: «Уже и теперь не считают научной ту физиологию, которая не рассматривает смерть как существенный момент жизни..., которая не понимает, что отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так, что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше, — смертью».

Иногда выделяют понятие частичной смерти, т.е. смерти группы клеток, части или целого органа. У одноклеточных организмов — простейших — естественная смерть особи проявляется в форме деления, поскольку оно связано с прекращением существования данной особи и возникновением вместо неё двух новых. Смерть особи обычно сопровождается образованием трупа. В зависимости от причин, обусловливающих наступление смерти, у высших животных и человека различают: смерть естественную (называемую также физиологической), наступающую в результате длительного, последовательно развивающегося угасания основных жизненных отправлений организма в результате старения, и смерть преждевременную (называемую иногда патологической), вызываемую болезненными состояниями организма, поражениями жизненно важных органов (мозга, сердца, лёгких, печени и др.). Преждевременная смерть может быть скоропостижной, т.е. наступить в течение нескольких минут и даже секунд (например, при инфаркте). Смерть насильственная может явиться следствием несчастного случая, самоубийства, убийства.

Смерть теплокровных животных и человека связана с прекращением прежде всего дыхания и кровообращения. Поэтому различают 2 основных этапа смерти: так называемую клиническую смерть и следующую за ней так называемую биологическую, или истинную. По истечении периода клинической смерти, когда ещё возможно полноценное восстановление жизненных функций, наступает биологическая смерть — необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях. Все процессы, связанные со смертью, изучает танатология.


19.06.2015; 14:24
хиты: 7059
рейтинг:+2
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь