Философия русского космизма. Космизм - это в известной мере уникальное направление не только в философии, но и в русской культуре в целом.
Центральной фигурой этого направления был, несомненно, Николай Федорович Федоров (1828 - 1903). По мысли Федорова, это дело - достижение единства человечества. Корень многих бед в общественной жизни он видит в «небратстве», в национальной и социальной разъединенности людей. Всеобщее братство как идея будущего человечества - это объединение всех поколений, как уже бывших, так и будущих.
Отец российской космонавтики Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) был знаком с Н.Ф. Федоровым и развивал его идеи космизма. Он считал, что по-настоящему понять мир можно только с точки зрения космоса. Не случайно при всех различиях религий любая из них несет представления о душе, о вечной жизни, о потустороннем мире. Главным для Циолковского было учение о монизме материи: «Если бы мы признали что-нибудь не подобное материи, то мы нарушили бы свой монизм». Его материя одухотворена; он считал, что нельзя допустить, чтобы чувствительной признавалась только «часть Вселенной», т.е. «живая материя». Тогда нарушился бы монизм, не стало бы единой материи. Это приводило его к панпсихизму: «Я не только материалист, но и панпсихист», - заявлял мыслитель. Поэтому материя вся без исключения чувствительна, а роль разума определяется необходимостью пресечь зло в космосе, задача разума –«распространение совершенства» во Вселенной. Циолковский считал, что материя бесконечна в своем развитии, поэтому и человек - далеко не последняя ступень ее развития. Через сотни миллиардов лет человечество превратится в вид лучистой энергии, заполнив собой все космическое пространство.
Философия Н.А. Бердяева. Бердяева интересует широкий круг проблем: проблемы творчества, свободы, смысла жизни человека, истории; он анализирует проблемы истории русской философии, роли русской интеллигенции, судьбы русской революции. Для мировой философии значение Бердяева определяется тем, что он выступил одним из родоначальников экзистенциализма и христианского персонализма, что раскрыл миру «пейзаж русской души», показал смысл и значение русской идеи. Основная тема трудов Бердяева - духовное бытие человека. По его мнению, духовность человека тесно связана с божественной духовностью. В основании философии Н. Бердяевав качестве первоначала рассматриваются не материя и не сознание, а свобода: «Исходная точка моего мировоззрения есть примат свободы над бытием… Свобода не может детерминироваться бытием, свобода не определяется даже Богом. Она укоренена в бытии». Для Бердяева существует три вида свободы: первичная иррациональная свобода (произвольность), рациональная свобода (исполнение морального долга), свобода, пронизанная любовью к Богу.
После Октябрьской революции 1917 года в России некоторое время сохранялся плюрализм философских течений и школ. Наряду с набиравшим силу марксизмом существовали идеалистические и позитивистские учения. Однако советская власть стремилась установить идеологическую монополию марксизма.
Философия марксизма.
Фундаментом, теоретической основой философии марксизма является диалектический материализм, по мысли Энгельса, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Материалистический характер философии марксизма проявляется в том, что она признает материю в качестве единственной основы существующего мира; сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной формы материи, специфическая функция человеческого мозга, обладающая способностью отражать объективно существующий мир. Диалектическая сущность марксизма определяется признанием всеобщей взаимосвязи предметов и явлений мира, находящихся в постоянном движении и развитии.
Составной частью марксистской философии выступает исторический материализм, изучающий наиболее общие законы развития человеческого общества. Главное отличие философии марксизма от всех предыдущих учений заключается в распространении материализма на понимание истории общественного развития, в выяснении роли человеческой практики в познании, тесном единстве и взаимовлиянии материализма и диалектики.
Фундаментальным принципом марксистской теории познания является диалектико-материалистическое решение вопроса о примате материальной действительности по отношению к мышлению, признания основой процесса познания человеческой практики, представляющей собой взаимодействие человека с окружающей его действительностью в конкретно-исторических условиях и одновременно выступающей в качестве критерия истинности или ложности результатов человеческой деятельности.
Фундаментальную роль в производственных отношениях играет собственность на основные средства производства, но важно, является ли она общественной или же принадлежит отдельным лицам. Именно от того, кому принадлежит собственность, считает марксизм, зависит качество производственных отношений. По Марксу и Энгельсу, общественная собственность служит интересам всех, частная собственность используется для обогащения отдельных лиц, через эксплуатацию работающих людей.