Национальный вопрос непосредственно связан с требованием права наций, народов, этногрупп на самоопределение в разных формах, о чем шла речь выше. Ныне после распада многонациональных государств СССР, СФРЮ, ЧССР и роста центробежных сил в Российской Федерации у определенной части молодых независимых государств можно наблюдать некоторую настороженность по отношению к вопросу о самоопределении. Часто выдвигают концепции, которые сводят этот принцип исключительно к праву на отделение, к сепаратизму, или, наоборот, его целиком отрицают, поскольку он таит в себе якобы угрозу территориальной целостности государства (Чечня, Карабах, Косово).
В современных условиях проблемы национального самоопределения актуальны, по крайней мере, в трех аспектах. Во-первых, самоопределение действительно может привести к государственному отделению и созданию национального государства. Для многонациональных обществ и государств это означает распад, как это происходит с империями. Во-вторых, национальное самоопределение может означать на практике добровольное, на основе демократического волеизъявления народа вхождение его в унитарное или союзное государство или создание федеративных государств на действительно равноправной основе. В-третьих, сейчас происходит интеграция издавна независимых национальных государств в крупные образования типа Европейского Экономического Сообщества, в которых согласуется национальный суверенитет с прогрессивными процессами интеграции. Такие образования лучше отвечают интересам национального прогресса, не ущемляя государственный суверенитет наций. Сложные процессы интеграции происходят и в СНГ. Причины трудностей здесь и в памяти наций о недавнем негативном опыте неравноправного положения республик в бывшем СССР, и в нынешнем стремлении некоторых кругов ускорить процесс интеграции и образовать надгосударственные структуры, что грозит потерей независимости каждому из участников содружества. Европейские страны пришли к необходимости интеграции, пройдя длительный путь национального развития, и, достигнув колоссального прогресса на этом пути, теперь постепенно интегрируются, чтобы стать еще богаче. Этого нельзя сказать о СНГ.
.ИтаК право национального самоопределения - это право каждого этноса самому определять формы национально-государственного существования, устанавливать связи с соседями в интересах собственного процветания.' Быть за национальное самоопределение - значит быть против насильственного удерживания любого этноса в границах многонационального государства, против попыток силой определить судьбу другой нации. Процветание многонационального государства, например, Российской Федерации, невозможно без подлинной реализации права каждого народа на самоопределение. Молодые государства (такие, как страны Балтии, Босния, Грузия, Молдова, Казахстан, Югославия, Таджикистан и др.) не могут рассчитывать на общественный прогресс, если будут ущемляться права других, живущих на территории этих стран этносов. В этнополитике право на самоопределение признается всеми. Но есть силы, всемерно препятствующие его реализации. В. И. Ленин, например, активно пропагандировал идеи самоопределения, но на практике сам был организатором оккупации и насильственного присоединения независимых республик к РСФСР.
История показывает, что чем более демократичным будет многонациональное государство, чем больше реальных прав и полномочий получают этносы, тем активнее будет их стремление к единению и интеграции. И наоборот, как только в обществе берут верх имперские настроения, так возникает подозрительность в отношении национального самоопределения, желание, с одной стороны, превратить его в "пустой лозунп>, с другой вообще отбросить.
В реализации права на самоопределение представляет сложность проблема национальных меньшинств. В условиях растущей миграции каждая страна становится все более многонациональной. В странах Запада увеличивается численность политэмигрантов, эмигрантов-интеллектуалов, иностранных рабочих, в том числе из стран СНГ. Процесс миграции населения происходил и в бывшем СССР, в котором люди разных национальностей смешивались в связи с хозяйственной деятельностью или принудительно. В настоящее время идет обратный процесс. С образованием независимых государств многие мигранты возвращаются на свою этническую родину, увеличивается численность беженцев из "горячих точек", где полыхают межэтнические конфликты и войны.
Ныне в мире миллионы людей оторваны от своей этнической родины. А этнополитическую ситуацию в обществе во многом определяет положение национальных меньшинств, проживающих в государстве. Большинство государств рассматривает одноименные с ним национальные меньшинства, живущие в иных странах, как объект собственных легитимных интересов. Проявление дискриминации к ним на государственном уровне может стать детонатором нестабильности в обществе. Это, в свою очередь, ставит на повестку дня проблему межэтнического конфликта, пересмотра границ и т. д. Вопросы границ в посткоммунистическом мире приобрели особенно опасный характер. Главнейшее условие стабильности - признание нерушимости границ, уважение и обеспечение прав национальных меньшинств.
В Парижской хартии для новой Европы, принятой 21 ноября 1991 г. участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству на европейском континенте, отмечается: "Этническая, культурная, языковая и религиозная самобытность национальных меньшинств будет защищена, а лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право свободно выражать, сохранять и развивать эту самобытность".
Актуализируется в этнополитике проблема путей разрешения конфликтов. Становление и развитие многонационального государства не проходит бесконфликтно. Среди прочих возможных конфликтов на этнонациональной почве можно назвать:
- многонациональность страны, в которой представители различных этносов неоднозначно оценивают перспективу государственного строительства;
- различная оценка роли национальных традиций, политических символов, национальной идеи,
родного языка и т. п. в политической системе; 3) борьба различных этногруппировок за участие их представителей во властных структурах; 4) воздействие на межэтнические процессы извне, особенно государств, использующих диаспору для достижения определенных целей (так, поводом для вторжения гитлеровской Германии в Чехословакию была якобы необходимость защиты проживающего там немецкого меньшинства). Наиболее распространенным является конфликт идентичности, характерный для общества, где субъект отождествляет себя не с обществом (государством), а с определенной этнической группой. Такие конфликты возникают в условиях противопоставления рас (ЮАР), этнической противоположности (бывший СССР, США и др.), осуществления права на пользование родным языком (Украина, Белоруссия, страны Балтии и др.), права на этническую территорию (Армения - Азербайджан, проблема курдов) и т. д.
В межэтническом конфликте можно выделить определенные стадии его вызревания и развития. Стадия первая - латентная, когда наблюдаются взаимное отчуждение, разногласия в кругу соплеменников, оскорбительные выпады против представителей другой нации. Вторая стадия - активная, когда последовательно насаждается в средствах массовой информации негативное отношение к другим этносам. Третья стадия политико-действенная: собрания, митинги, которые нагнетают напряжение в обществе. Наконец, стадия насилия и вооруженной борьбы вплоть до этноцида, массовой депортации и межэтнической войны. Этнический конфликт - это крайняя форма обострения и столкновения интересов наций, этнических групп. Его причина - нерешение или несправедливое решение национального вопроса в различных сферах общественной жизни, от чего зависит сохранение идентичности этнической общности.
Любой конфликт может иметь различные последствия: тупик, когда каждый участник конфликта продолжает блокировать действия другого; принуждение, которое наиболее распространено в действиях многих современных государств; мирное урегулирование, когда обеспечивается поиск взаимоприемлемых решений. В разрешении конфликтов важная роль принадлежит "третьей стороне", в лице независимых арбитров, способствующих демократическому обеспечению национальных прав конфликтующих сторон.
Исторический опыт борьбы за украинскую государственность показал, что в преодолении и разрешении внутри- и межнациональных конфликтов, объединении народа ответственная роль принадлежит этнополитической элите. Известно, что Киевское государство стало добычей врагов потому, что было ослаблено междоусобной борьбой князей; казацкая демократическая республика пришла в упадок вследствие внутренней борьбы за гетманскую булаву. Украинская Народная Республика погибла из-за неумения лидеров различных политических сил поставить национальные интересы выше личных и классовых. Следует помнить, что Украина теряла свою государственность также вследствие предательства политической элитой национальных интересов или разжигания антиукраинскими силами вражды между народом и его элитой, что всегда оканчивалось трагедией для всего украинского общества.
Успешное решение проблем становления украинского народа, его государственности во многом зависит от целенаправленной и взвешенной этнонациональной политики.