Создание социально ориентированной рыночной экономики, управляемой демократическим государством, предполагает проведение такой социальной политики, которая способствовала бы эффективному развитию экономики. Такая социальная политика должна учитывать наличие в обществе не только соответствующих материальных ресурсов, но и моральных ценностей, социальных норм.(В"центре социальной политики, наряду с благосостоянием общества, должны быть такие социальные ценности как равенство, свобода, справедливость. Известно, что в либерально-демократическом идеале доминирует концепция свободы и справедливости, в социалистическом - равенства и справедливости. Но интерпретируются эти социальные ценности, а исходя из этого определяется и возможность (или невозможность) их государственного использования в социальной политике, по-разному. Поэтому необходимо вначале выяснить, какое понимание вкладывается в них, как оно изменялось, какую роль играют эти ценности в жизни современного общества.
Равенство - понятие, означающее одинаковое положение людей в общественно рядом с идеалом равенства в истории человечества присутствует идея неустранимости неравенства людей. Поэтому в понимании равенстваможно выделить эгалитарный и элитарный подходы-гЭгалитарный подход толкует равенство как абсолютное равенство одного индивида другому во всех отношениях: и в смысле прав и обязанностей, и в смысле умственном, нравственном, экономическом/Элитарный подход понимает равенства пропорционально заслугам, в соответствии с ними4. Эгалитарное понимание равенства - непривлекательная идея, поскольку речь идет о нивелировании индивидов, о господстве посредственности. Нельзя быть/ умным, так как есть глупые, нельзя быть честным, так* как есть преступники и т. д. Конечно, сторонников такого абсолютного равенства было немного. Второе понимание равенства - пропорционально заслугам, достоинству безусловно, доминировало, но его содержание оказывалось различным в разные исторические эпохи. Согласно этой концепции! права на социальные блага не могут и не должны быть равны у неравных по способностям граждан (у простого маляра и у Пикассо, Рембрандта, у рабочего и Эдисона, у рядового работника науки и у гения и т. д.). "Каждому по заслугам", "каждому по мере выявленных сил и способностей", "каждому по мере таланта" - вот формулы данной концепции равенства.
Общество на каждом этапе развития имеет свою шкалу ценностей, свой взгляд на заслуги. В примитивном обществе считалось, что наибольшие заслуги у различного рода чародеев, поскольку они ближе находятся к верховным, непонятным силам. Общественная оценка их роли велика - по мнению членов общества, они оказывают большие услуги (предсказание урожаев, отведение стихийных бедствий и т. п.). Отсюда - больше уважения им, больше социальных благ. Аналогичное отношение было к приближенным к ним людям. Здесь лозунг "каждому по заслугам" получает толкование "каждому по степени божественной благодати, почиющей на нем".
Позже, в средние века, общественное развитие выдвигает на первый план воинов и чиновников, так как актуальными становятся задачи защиты и управления. Здесь лозунг "каждому - по заслугам" выглядит иначе: "каждому - по мере участия в обороне страны от врага, по мере его ратной службы и участия в управлении".
Затем (переходные общества от традиционных к новым) определяющей фигурой становится предприниматель. Здесь равенство "каждому - по заслугам" обретает форму "каждому - по капиталу".
Социалистическая идея "каждому - по труду" обернулась, с одной стороны, уравниловкой, с другой льготами и привилегиями в соответствии с занимаемым местом в партийно-государственной иерархии (жилье, дачи, больницы и т. д.).
Либеральная концепция равенства толкует его как равенство всех перед законом, то есть как равные стартовые возможности. Такое понимание равенства в конечном итоге приведет к неравенству, так как индивиды различны по своим способностям. Однако при этом сохраняется справедливость: такое неравенство признается справедливым, поскольку оно - результат того, как каждый воспользовался равными возможностями.