С вершин современного знания о политике можно уверенно утверждать, что это явление возникло как своеобразный социальный заказ на особые посреднические органы в отношениях между людьми, которые в дальнейшем превратились в публичные органы власти, то есть в государство. Происходило это продолжительное время. Содержание процесса постепенно видоизменялось. На первичных этапах развития человечества его сообщества не знали никакой другой дифференциации, кроме семейно-родственной. Отсутствовало и резкое противопоставление интересов, поскольку господствовал общий интерес - выжить. В этих условиях в производстве и распределении продуктов действовали механизмы самоорганизации в виде религиозных догматов и обычаев, которые, так сказать, естественным путем регулировали процесс удовлетворения потребностей и поддерживали целостность существующего сообщества. Но материальный прогресс вызвал социальную, этническую и религиозную дифференциацию социума. Одновременно с этим человеческие отношения стали усложняться, в них появились конфликты и непримиримые интересы. Механизмы самореализации, регулировавшие отношения прежде, оказались не в состоянии согласовать интересы, субординировать их определенным образом и найти общий интерес. Реализацию этих потребностей постепенно начинают брать на себя специфические общественные институты, которые используют принудительные меры и таким образом обеспечивают общеобязательное поведение людей и социальное единство социума.
^Итак, урегулирование человеческих взаимоотношений, послужившее причиной появления публичных органов государственной власти, а в дальнейшем и воз-
никновение социальных ассоциаций, в которых объединялись люди для защиты своих интересов, привели к формированию принципиально иных отношений - политических. Возникновение политики - свидетельство нового качества общества. Социальная организация его теперь принципиально иная. Целостность, интеграция и стабильность социума достигаются не за счет локальных семейно-родственных связей людей, а благодаря выделению из общественного труда управленческих функций, образованию публичных руководящих органов, появлению руководителей и руководимых.
Вместе с тем богаче становится сознание общества, в нем образуется новая ветвь - политическое сознание. Индивиды, различные группы и сообщества учатся выборочно оценивать властно значимые интересы, сопоставлять и согласовывать их. Они же, хоть и постепенно, а иногда и болезненно для себя, накапливают опыт формирования политической элиты. Общество учится формировать такую элиту, которая в разнообразном спектре защиты интересов граждан не забывала бы о защите их от государства, лидеры которого довольно часто собственные интересы неоправданно идентифицируют с общественными.
Сказанное свидетельствует, что природа политики состоит не в расколе общества на классы, как это считали, например, французские историки Гизо, Минье, Тьер, а тем более Маркс, Энгельс, Ленин, а в общественной" необходимости согласовывать разносторонние интересы людей и сохранять стабильность социума. В новое и новейшее время политика все в большей степени становится орудием реализации такого общественного интереса, как свобода человека. Власть, исполняя свои функции, вынуждена ограничивать свободу, но делается это ради достижения оптимума свобод граждан, чтобы кто-то из них - то ли индивиды, то ли группы - не потеряли ее окончательно. Возможность этого совершенно реальна, ведь свободное общество функционирует таким образом, что создаются условия для такого специфического феномена, как "парадокс свободы". Последний состоит в том, что абсолютная свобода сама себя упраздняет [См.: Поппер К.Открытое общество и его враги. - М., 1992. - Т. П. - С. 111]. Итак, чтобы избежать этого, государство должно ограничивать свободу, устанавливать определенные пределы деятельности сильных слоев, дабы они не подчинили себе экономически более слабых и не лишили их таким образом какой бы то ни было свободы.
Мир политики, образовавшийся на определенном этапе развития общества, изменяется вместе с прогрессом последнего (сохраняя безусловно неизменными его фундаментальные начала). Как становится сегодня более понятным, человеческая цивилизация продвигалась путем постепенного формирования "расширенного порядка человеческого сотрудничества" (Ф. А. Хайек). Этот порядок возникал не в результате воплощения сознательного замысла и усилий некоего сверхразума, а проистекал как естественно-исторический процесс отбора лучших традиций, верований, экономических форм, поведения людей и т.п., однако в значительной степени обязан всем этим политике. В эволюции человечества именно политика не только обеспечивала интеграцию и стабилизацию общества, но и становилась все более сложной и объемной. Сложность этого явления метко подметил М. Вебер, сделав заключение, что политика это могучее, медленное бурение твердых пластов, которое осуществляется одновременно со страстью и холодным глазомером.
Относительно масштаба или объема политика с самого возникновения и по настоящее время олицетворялась в деятельности государства. С образованием гражданского общества феномен политики становится несколько иным. С одной стороны, он охватывает только сферу политического бытия и не распространяется на личную жизнь граждан, с другой - он включает качественно новую сферу взаимодействия государства и гражданского общества. В последнем образовались различные ассоциации, политические партии и движения, группы воздействия и т.п. В этих условиях политика выражает полномочия уже не только государственных институций, но и качественно новых политических структур, расположившихся в сфере гражданского общества.
Этот исторический процесс соответственно был рефлектирован политической наукой. Платон и Аристотель, как известно, сводили политику к действиям государства: первый разрабатывал теорию идеального государства, второй - концепцию правильной (урегулированной) власти. Макиавелли внедряет в политическую науку обобщенное понятие "государство" (stato) в понимании определенной политической организации общества. Гегель идентифицирует мир политики с пространством права. Наконец, политология, окончательно формируясь как отдельная наука в первой половине XIX в., возникает в виде правовой школы, целью которой было также изучение государства (Rechtsstaat). И только в последней трети XIX в. формируется бихевиористская школа, изучающая политику путем исследования разнообразного поведения отдельных людей и групп .Таким образом, политика тут имеет не институциональное, а личностное измерение. Но это уже время, когда общество репрезентируется как политической, так и неполитической сферами.
Однако, что бы ни происходило с политикой, историческая эволюция свидетельствует о неизменности ее фундаментальных основ. Если они когда-нибудь и станут другими, то произойдет это вместе со сменой всей человеческой цивилизации с присущей ей системой организационных и регулятивно-контрольных сфер. Исчезновение политики, даже в какой-нибудь отдаленной перспективе, не реально. Будет ли существовать государство или оно исчезнет, политика в ее общественных функциях будет существовать всегда, вернее столько, сколько будет жить человечество. Могут стать иными субъекты политики, скажем, ассоциации, самоуправленческие группы или же какие-либо другие институции в пределах гражданского общества, но функция организации и регулирования жизни общества, то есть политика, останется.