Наиболее важным концептуальным следствием утверждения бихевиоралистской методологии в политических исследованиях стало развитие новой постклассической парадигмы демократической теории - процессуальной (или конкурентной) теории демократии. В соответствии с ней демократия перестает трактоваться как нормативная модель целевого долженствования ("правления народа посредством народа и для народа", как в формуле А. Линкольна), а становится прежде всего определенным методом, процедурным средством осуществления политической власти в обществе. Контуры такой постклассической интерпретации начинают просматриваться уже у М. Вебера, Р. Михельса, А. Бентли, но впервые наиболее четко формулируются австрийским экономистом И. Шумпетером (1883 - 1950) в работе "Капитализм, социализм и демократия" (1942). В этом произведении Шумпетер осуществляет программную модификацию исходной классической доктрины демократии, меняя местами ее важнейшие элементы. Поскольку в современном обществе вряд ли возможно непосредственное участие граждан как в законодательстве, так и в политическом процессе в целом, то на первый план в содержательном истолковании демократии выходит проблема способа определения лиц, которые будут осуществлять политические решения. По Шумпетеру, демократия является прежде всего определенным способом "институализации политических решений", при котором "индивиды добиваются власти для принятия решений средствами конкурентной борьбы за голоса народа". Либеральные принципы рыночных отношений переносятся Шумпетером на сферу политического: каждый политик вьшосит на продажу свой "товар", а избиратель волен сделать свой выбор в качестве потребителя.Демократия у И. Шумпетера сводится к методу, а точнее, становится побочным продуктом процедуры конкуренции в обновлении лидеров,
Благодаря И. Шумпетеру, в демократической теории впервые обретают свое "законное место" 1) групповые и личные конфликты различных преследуемых интересов и 2) феномен политического лидерства. Их отныне начинают трактовать как важнейшие составляющие движения демократического процесса.
Шумпотеровская линия рассуждений заложила основы постклассической демократической парадигмы, согласно которой демократия - это не способ правления (большинства или кого-то еще), но прежде всего способ определения, кто будет править и - в общем плане - с какой целью.