Во II - I тыс.до н.э.в долинах великих рек Нила, Тигра, Евфрата, Инда и Хуанхэ развиваются мощные государственные образования - Египет, Вавилон и Ассирия, древнеиндийские и древнекитайские государства. Благодаря необходимости постоянной организации сложного ирригационного хозяйства развитие этих обществ пошло по пути более или менее жесткой административной централизации, что привело к созданию политических структур "восточного" типа. Основными их особенностями являются: во-первых, пирамидальный характер власти и управления; во-вторых, административно-бюрократический контроль основных экономических и символических ресурсов общества; в-третьих, сакральный характер власти и ее персонификаторов.
Социально-политические представления древневосточных обществ соответственно носят преимущественно религиозно-мифологический характер, подчеркивающий божественное (небесное и надчеловеческое) происхождение существующих отношений власти и порядка. Мифологическая традиция санкционирует сложившийся с>^?т^ов является как бы идеологической основой его необходимей' <<те°Ретическим" оправданием вечной хранения.
сакральных свойствах правителя, на вере в его магические (надчеловеческие) способности обеспечивать благоденствие страны и народа. Правитель (фараон, император, царь) не просто вместилище магических сил, единственный интерпретатор божественной воли, он связующее звено, символ неразрывности мира богов и мира людей, сферы сакрального и сферы мирского. Такой синтез и взаимопроникновение космического и человеческого обеспечивает превращение первичного неуправляемого стихийного "хаоса" в структурированный социальный "порядок". Именно благодаря постоянному воспроизводству такого сакрально-магического единства власть приобретает легитимность, становится "законной силой", идеологически оправданной, ценностно и морально должной: power (власть - сила) подтверждается authority (властью - авторитетом).
Собственно политические теории (и политические интерпретации) феномена "восточного" государства, которые обрели принципиально новый (рационалистический и демифологизированный) вид, были созданы, пожалуй, только в рамках китайской общественной мысли. Возникшая в первой половине I тыс.до н.э.концепция небесного предопределения или мандата (тян мин) наметила контур примата этической детерминации в управлении людьми: право на владение Поднебесной Небо отбирало у порочного правителя и вручало его обладателю высшей благодати или добродетели дэ. При этом концепция небесного мандата не только подорвала господствовавшую до этого веру в безусловность религиозно-сакральной санкционированности существующей власти, но и придала этическому компоненту главенствующее значение в синкретическом комплексе этико-религиозных представлений о мире. Ведущей темой размышлений китайских мыслителей становится проблема гармонизации социального пространства, его больших и малых элементов. Китайская мысль сразу нащупывает основной узел существования восточного социума: деление общества на тех, кто работает, и тех, кто управляет. На первый план выдвигается задача разработки технологии эффективного управления и оптимального администрирования, этической и социальной иерархизации социума, которые способны были бы стабилизировать внутренне конфликтную конфигурацию социальной структуры "восточного" общества. Рационально-прагматическая концептуализация наличного опыта наметила несколько вариантов решения этой проблемы, среди которых выделились два базовых (заложивших фундамент политической культуры китайской цивилизации) и два побочных варианта, оказавших дополнительное влияние на китайскую политическую теорию и практику. К первым двум следует отнести политические концепции конфуцианства и легизма, а к двум другим - доктрины моизма и даосизма.