Методы - арсенал, которым пользуется наука, то есть конкретные способы осуществления исследования. "Методы в наиболее общем виде - это приемы и способы достижения определенного результата в практической и познавательной деятельности людей". Методы науки сами по себе нового знания не приносят, однако от их характера и эффективности зависит эффективность исследований и в конечном счете самой науки, они рационализируют познавательную деятельность.
Следует различать такие понятия, как "методология" и "методика". Каждая наука, политология в том числе, имеет свои методы и методологию.
Методические приемы - это анкетирование, интервью, сбор статистических данных, опрос и т.д. Однако если все это применяется бессистемно, то оказывается неэффективным. Методы должны быть подчинены определенной методологии, то есть правилам, которые обусловливают принципы восприятия и интерпретации действительности. Существенно то, что лежит в основе анализа, чему отдано предпочтение: оценочному подходу "как должно быть" (политическая философия) или эмпирическому подходу - изучению поведения людей, групп, партий, электората, результатов выборов (бихевиорализм, выступающий против предубежденности, так характерной для политической философии).
Каковы конкретные методы? Большинство авторов говорит о трех группах методов. (ПЭС называет два уровня исследовательских методов:
- методы построения политической теории,
- методы эмпирического исследования.
Отдадим преимущество позиции большинства, в соответствии с которой одна группа общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, со циология, экономика...). Это - не собственно методы политической науки. Сюда входят:
- анализ и синтез;
- индукция и дедукция;
- абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному;
- сочетание исторического и логического анализов;
- мысленный эксперимент.
Вторая группа (по ПЭС - одна из двух) - методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся: использование статистики (прежде всего электоральной); анализ документов; анкетный опрос; лабораторные эксперименты; теория игр.
Третья группа методов - собственно методы политической науки. К ним относятся:
- Социологический метод - предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. В своих крайних проявлениях этот метод представлен в марксизме - тезис зависимости политической структуры от экономического базиса.
- Бихевиоралистскш метод - пришел на смену институцйоналЬномуГОсобоё развитие он получил в США в последней трети XIX в. Претендует на максимальную научность в политологии, широко использует методы естественных наук, конкретной социологии. Суть бихевиоралистского метода заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов - Н. С.).
Конституирующие начала бихевиоралистского метода:
- политика имеет личностное измерение, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению отдельных личностей, которые и являются объектом исследования;
- доминирующие мотивы поведения людей - психологические, они могут иметь и индивидуальную природу;
- политические явления измеряются количественно; это открывает перед политологами возможность использования математики.
Нормативно-ценностный метод - предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он исходит из должного или желаемого и в соответствии с этим строит политические институты и поведение.
Функциональный метод - требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой...
Системный метод, применительный к политике, был впервые разработан в 50-60-е годы XX в. Д. Истоном и Т. Парсонсом. Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе.
Антропологический метод - противоположен во многом социол^огичёскому'"метбду. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.).Этот метод исходит из трех важных принципов:
- постоянство фундаментально родовых качеств человека как существа биологического, социального и разумного, изначально обладающего свободой;
- универсальность человека, единство человеческого рода, независимо от этнических, расовых, социальных, географических и иных различий, равноправие всех людей;
- неотъемлемость естественных прав человека, их приоритетность по отношению к принципам устройства, законам и деятельности государства.
Психологический метод - сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития.
Важнейшее место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработал 3. Фрейд. Психоанализ ставит в центр исследования бессознательные психические процессы и мотивации. Он исходит из того, что острые аффективные переживания человека не исчезают из психики, а вытесняются в сферу бессознательного и продолжают оказывать активное воздействие на политическое поведение. На основе психоанализа возможно объединение различных типов политического поведения и, в частности, авторитарного типа личности, стремящегося с помощью приобретения власти к преодолению чувства собственной неполноценности, различного рода комплексов, внутренней напряженности.
Соцш1Льио-пе1&евАогтеский метод аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. С его помощью исследуется психологический характер этих групп (наций, классов, малых групп, толпы и т. д.).
Критика-диалектический метод особенно широко используется в марксизме. Здесь речь идет об анализе политических явлений посредством выявления внутренних противоречий как источника самодвижения политики. Пользуются этим методом и в неомарксизме (Ю. Хабермас, Т. Адорно и др.), прибегает к нему леволиберальная и социалистическая мысль.
Сравнительный метод широко распространен в современной политологии, в ней выделяется специальная отрасль знания - сравнительная политология (например, политические мировые системы: англо-американская, европейская, континентальная, восточная и т. д. - Н. С.). Этот метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, различных способов выполнения одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение наиболее эффективных форм политической организации.
В процессе рождения политологии как самостоятельной науки (выделения ее из политической философии, политической социологии и юриспруденции) основными методами были: бихевиорализм, позитивизм, метод "типового идеала", диалектико-материалистический (в определенной части мира).
Позитивистский метод в социологии развит Эм. Дюркгеймом. Он сформировался как следствие своеобразной реакции на эмпиризм, который нацелен прежде всего на "сбор фактов", и априоризм, который отвергает эмпиризм, опираясь на рассудительность разума и чувств. Эм. Дюркгейм в 1895 г. написал работу "Метод социологии", где определил правила, которые превращали социологию в науку (наука о политике в это время в значительной мере развилась в рамках социологии).
Первое правило состоит в допущении существования социальных явлений, то есть "действий, мышления и чувств, которые могут существовать вне индивида и обладают по отношению к нему силой принуждения". Это значит, что общество является автономной единицей, где действуют собственные законы. М. Вебер позже скажет, что общество, точнее, социальная сфера неисчерпаема, чрезвычайно сложна и для ее пояснения не могут быть использованы обобщающие тезисы. Но этот тезис уже будет составлять основу собственно концепции М. Вебера о "типовом идеале" как методе познания социальных явлений. Второе правило состоит в "подходе к социальным фактам, как к вещам", то есть они существуют отдельно от сознательных субъектов, которые их себе представляют. Третье правило - последовательный отказ от "врожденной идеи". Социолог должен быть свободен от идеологического влияния, не может поддаваться собственным склонностям и предубеждениям.
Концепция "типового идеала" как метод познания социальных явлений (автор - М. Вебер) исходит из неисчерпаемости социальной сферы и невозможности поэтому охвата ее целиком какой-либо теорией, обобщающим тезисом. Социолога должны отказываться от чрезмерных претензий, так как они могут охватить только одну какую-то сторону реальной жизни. Знание ограничено, социальная сфера - нескончаема. Типовой идеал (или тип-идеал), по мнению М. Вебера, это прежде всего "картина однородной мысли", которую разрабатывает ученый и которая служит объяснению наиболее выразительных "типовых" сторон социального явления
(то, что у К. Маркса составляет системный элемент Н. С.). Типовой идеал - это "своеобразный гид в построении гипотез", его нельзя рассматривать как завершенное объяснение явления; он дает возможность исследовать определенные элементы социального явления.
Метод типового идеала позволяет выделить в социальной сфере (социальном явлении) наиболее специфические черты (они характеризуют само это качество Н. С.), а не черты, более или менее отражающие это качество. Метод акцентирует внимание на некоторых чертах социального явления с тем, чтобы лучше выявить его специфичность. Оно рассматривается как бы очищенным от второстепенных признаков, черт. Точнее, анализируется его главное, специфичное.
М. Вебер в статье "Протестантская этика и дух капитализма" анализирует идеальный тип капитализма, что позволяет ученому различать современный капитализм, основанный на рациональном подходе к решению проблем, и первоначальный, который базируется исключительно на стремлении к прибыли.
Взгляды М. Вебера были распространены в Германии и США. Во Франции такого не произошло. Одна из причин заключалась в том, что взгляды немецкого ученого во Франции популяризировали Ж. Фрёнд и Р. Арон, которых определенное время здесь тенденциозно рассматривали как "реакционных" социологов. Поэтому неудивительно, что и самого М. Вебера во Франции длительное время называли "Марксом от буржуазии".