Многие исследования лидерства опираются на типологию легитимного господства, разработанную М. Вебером. Выделяют:
1) традиционное лидерство, основанное на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению. В рамках этого типа лидерства отношения между лидерами и последователями основываются на личной преданности последних своему руководителю отчасти в силу традиции, отчасти в силу произвола лидера, которому позволительная свобода действия, основывающаяся на традиции. Безграничное почитание лидера – основа его легитимности. Деятельность лидера как опирается на традиции, так и ограничена ими. Выход подданных из повиновения связано не с сопротивлением существующему порядку, а с протестом против господина, нарушающего традиции. Традиционное лидерство опирается на лиц: лично зависимых от господина, состоящих с лидерами в особо доверительных отношениях (фаворитов), законно подчиненных ему (вассалов);
2) харизматическое лидерство, основывающееся на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя. «Харизмой», отмечал Вебер, обозначается определенное качество личности, считающееся необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, особыми силами и свойствами, недоступными другим людям. Такое свойство личности может рассматриваться в качестве божественного. Харизматическое лидерство возникает из потребности в откровении, почитания героев и упования на вождя;
3) рационально-легальное (бюрократическое) лидерство, осуществляющееся на основе законов и в рамках законов. В отличие от двух предыдущих типов, рационально-легальное лидерство в наибольшей степени институционализировано. Оно подчиняется официально установленным нормам, правилам и процедурам.