Олег начал покорять славянские и финские племена: подчинил кривичей, полян, древлян, северян, радимичей, освободил восточнославянские племена от хазарской зависимости; подчинил также финские племена: чудь, весь, мерю, мурому. Подчинил своей власти обширные пространства, расположенные по обе стороны великого водного пути, произвел объединение новгородского севера и киевского юга и стал таким образом основателем великого княжества Киевского - первой формы общерусского государства. Некоторые племена и города сохранили своих местных князьков, но все они были теперь "под рукой" великого князя киевского.
Утвердив свою власть в Поднепровье, Олег в 907 г. собрал огромное разноплеменное войско из славян и финнов и предпринял свой знаменитый поход на Царьград. Война закончилась заключением мирного договора, главной целью которого было урегулирование торговых отношений между Русью и Византией.
Игорь предпринял два похода на Византию. В 945 г. был заключен договор, в основном повторивший договор Олега с Византией, но без права беспошлинной торговли, а с обязательством великого князя оказывать греческому правительству военную помощь, когда оно "начнет хотеть" этой помощи.
При Ольге Русь не воевала ни с одним из соседних государств. Она урегулировала сбор княжеских доходов, установила постоянные места стоянки князей и их "мужей" во время объезда подвластных им земель. Но главной заслугой Ольги было принятие ею христианства. В 955 (или 957) г. она посетила Царьград и крестилась там в православную веру.
Святослав больше внимания уделял делам внешней политики. С 964 года по 972 он ведет почти непрерывные войны с Волжской Болгарией и Хазарией. Основал Тмутараканское княжество на Таманском полуострове.
Еще по пути из города Корсуня в Киев, князь Владимир дал точно понять, какое влияние на человека оказывает христианская вера, как она смягчает характер личности. Отказавшись от своего гарема, князь направляет к каждой своей жене (воженой) дружинника-вестника с посланием, в котором говорит, что согласно новой вере, он имеет право иметь только одну жену, посему, каждая из вас вольна и может выйти замуж за любого дружинника.
Подобный гуманный шаг был неслыханным для тех времен. Тогда ненужных жен попросту убивали, а чуть позже отправляли в монастыри в заточение. Подобный шаг князя быстро разлетелся среди народа. Интересен и другой исторический факт. Старшая жена Владимира Рогнеда вторично отправила своему, уже бывшему мужу послание, где говорила о своем смирении. А поскольку она также уже приняла христианство, то решила отправится в монастырь (интересно, что еще до Крещения Руси, под Киевом уже был женский монастырь). Мать сыновей князя Владимира: Изяслава, Ярослава, Мстислава и дочери Предславы, сдержала обещание - постриглась в монастырь и получила церковное имя Анастасия.
Вернувшись в столицу, князь Владимир стал наворачивать народ в новую веру. Окрестив своих сыновей, он начал сам учить святому слову. В этом деле ему помогали греческие священники, особенно из Корсуни, которые владели славянским языком, и болгарские церковники с реки Дунай, а также дружинники, которые приняли христианство вместе с Рогнедой. Общими усилиями, они настолько внедрили в народ новую для них веру, что в 988 году практически не встретили сопротивления, когда крестили Киевскую Русь.
Языческие идолы были извергнуты, вырублены и сожжены, а главное божество - идол Перун, был позорно привязан к хвосту лошади и стащен по реке. По дороге, статую избивали палками, а потом выбросили в Днепр. После этого, князь сказал: "Если кто богатый, нищий, волен или раб, не явится завтра у реки, тот будет против меня".
Новая вера быстро распространялась по княжеству и за три коротких года покрыла практически весь "великий путь из варяг в греки" и потянулась на многие земли дальше - к Волге, Ростову и Суздали. Но крещение было не везде и сразу, тем более, что вера не принуждалась. Так, в Новгороде в 1000 году язычники восстали против новой веры, разрушили церкви и убыли многих христиан. И тогда впервые и в едином разе была применена сила - Добрыня и Путята подавили мятежников.
Наглядные примеры гуманного поступка князя Владимира по отношению к своим женам, а также смирение и посвящение жизни Богу в монастыре Рогнеды, показали - насколько сильно христианство влияет на сознание, поведение и мировозрение человека. Интересно, что Владимир очень долгое время не мог определиться с окончательным выбором между мусульманством и христианством. И только такая особенность в мусульманстве, как полный запрет алкоголя, содействовал тому, что сейчас мы не поклоняемся Аллаху.