пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Китайский:
» Население
» Гос устройство и полит система
» Природные ресурсы
» Административно-территориальное
» Это НАСЕЛЕНИЕ,а там языки и народы
» Географическое положение
» Экономика
» Конституция
» Русско-кит отношения
» Мировой рынок
» Дипломатические отношения
» Научно-технич развитие
» Забайкалье
» ООН
» Банковская и валютная система
» Международное право
» Международная торговля
» Система образования
» Внешняя политика
» Политические партии
Госы:
» Осуществите анализ ситуации в области проблемы распространения оружия
» Законы функционирования и трансформации международных систем
» Основные принципы международного права
» Ядерная энергетика в контексте международной политики и безопасности
» ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
» Конституция Китайской Народной Республики
» Приоритетные направления стратегии современного Китая в Центральной Азии
» ИСЛАМ ВСЕ
» ИГИЛ и национальная безопасность России: проведите оценку рисков и угроз
» Постройте сценарий политической структуры мира в 21 веке используя работы Богату
» Основные законы геополитики
» Осуществите анализ современной системы МО с точки зрения классических теорий рус
» Международные отношения в Южной Азии
» Осуществите анализ МО в АТР на современном этапе
» осуществите анализ современной системы МО (Фукуяма, Бзежинский)
» Осуществите анализ с точки зрения Ф.Ратцеля
» МО на Ближнем и Среднем Востоке
» Осуществите анализ ситуации в области проблем безопасности и военно-полит сотруд
» Вестфальская система МО
» Геополитика атлантистов, ее роль в развитии идей панамериканизма
» роблемы безопасности в АТР (комплекс территориальных споров, Корейская проблема,
» Маккиндер
» Современный концепции внешней политики США
» Региональная интеграция-задачи,признаки,стадии,противоречия
» Теории интеграции (федерализм,...
» Интеграционные объединения в современном мире
» БРИКС в системе современных МО
» Причины возникновения военных конфликтов+Украинский кризис здесь
» Современные мн конфликты и миротворчество
» Раскройте внутренние проблемы Европы на современном этапе
» Проблема миграции в условиях глобализации
» Ядерные проблемы Ирана и Северной Кореи
» Сравнительный анализ Маккиндера и Спайкмена
» Международные отношения в Латинской Америке
» Национальная безопасность РФ и международная безопасность
» Теория политического лидерства
» Неоевразийство в системе геополитического знания
» Противоречия международного права в современных МО(двойные стандарты)
» Бзежинский
» Версальско-вашингтонская система международных отношений. Основные характеристик
» Вторая мировая.Ялтинско-Постдамская
» Проблема ресурсов
» Россия в современных МО
» Основные параметры современной системы МО
» Система обеспечения международной безопасности, региональные системы
» Президентские и парламентские системы: сравнительный анализ политических рисков
» Современные МО на постсоветском пространстве
» Проведите сравнительную характеристику эффективности- ООН, АТЭС, НАТО
» Теория государства и политической системы
» Осуществите анализ внешней политики РФ на современном этапе
Котельников:
» Становление и развитие отечественного востоковедения
» 2. Творческое наследие Н.Я. Бичурина и современность.
» 3. Поездка в Китай Ивана Петлина.
» 4. Данные о подготовке посольства Ф.И. Байкова в Китай (1654-1657).
» 5. Дипломатия коварства и насилия (биография цинского генерала Мала).
» 6. Историческое значение Нерчинского договора.
» 7. Сведения китайцев о России в XVII веке(в 1 вопросе еще)
» 8. Дипломатические отношения России и Цинской империи в первой четверти XVIII в.
» 9. Посольство С.Л. Владиславича-Рагузинского в Пекин. Заключение Кяхтинского тра
» 10. Новые знания о России в Цинском Китае XVIII в.
» 11. Посольство Ю.А. Головкина в Цинский Китай (1805-1807).
» 12. Проблемы и задачи изучения истории русско-китайских отношений.
» 13. Историко-культурные особенности взаимодействия России с Китаем.
» 14. Русско-китайский банк и его роль в истории международных отношений в Восточн
» 15. Русская печать в Китае.
» 16. Историография погранично-территориальных проблем Китая: от традиционных подх
» 17. Россия и Китай: взаимное восприятие (Российские и китайские ученые о перспек
» 18. Советско-китайские отношения в 1945-1949 гг. Забайкалье в освобождении Китая
» 19. Приграничное и межрегиональное сотрудничество Забайкалья и КНР в 1950-е гг.
» 20. Советско-китайские отношения в 1960-1970-е гг.
» Восстановление советско-китайских отношений в 1980-е
» Забайкалье и КНР в 2000-х
» Забайкалье и КНР в 1990-е
» 24.-25. Правовое регулирование приграничного сотрудничества Забайкальского края
Будашка:
» МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА БЛИЖНЕМ И СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ
» Концепция «золотого миллиарда»
» Революция в арабских странах 2011
» ПРОБЛЕМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ
» Основные принципы Международного Права
» МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
» Проблемы организованной преступности, наркобизнеса и терроризма
» Международные отношения в годы Холодной войны
» Международные отношения в Африке
» Самопровозглашенный госва
» Международные отношения в период 2МВ. Становление Ялтинско-Подсдамской системы М
» Геополитика Збигнева Бжезинского
» Европейская безопасность в начале XXI века
» Национальная безопасность и международная безопасность
» МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИК
» РФ и ЕС динамика отношений
» МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЮЖНОЙ АЗИИ
» Основные законы геополитики. Закон фундаментального дуализма и закон синтеза суш
» Ядерная проблема ИРИ и КНДР
» Проблема безопасности и военно-пролитическое взаимодействие пост-советс
» Приоритетные направления стратегии современного Китая в Центральной Азии
» Понятия и классификация форм правления государством
» Проблема миграции в условиях глобализации
» Отношения РФ и США: перспективы и противоречия
» Основные внутренние проблемы Европы
» Современные МН конфликты и миротворчество
» Ядерная энергетика у контексте МП и Б
3 курс:
» Консульские функции по нотариальному оформлению документов и легализации.
» Функции консула по вопросам гражданства, по выдаче паспортов и виз. Типы виз.
» Консульские функции: информационно-аналитическая работа консульских загранучрежд
» Формы признания государств и установление дипломатических отношений.
» Подготовка к беседе. Искусство ведения дипломатической беседы.
» Венская конвенция 1961 года о дипломатических привилегиях и иммунитетах.
» Основные направления деятельности дипломатического представительства.
» Коммерческая дипломатия -
» Правовой статус дипломатического представительства, его структура и персонал.
» Виды консулов и консульских учреждений. Штатные и нештатные (почетные) консулы.
» Источники консульского права.
» История консульского института.
» Портрет дипломата XXI века.
» Сущность и цели консульской службы.
» Встречи в верхах. Виды саммитов и их характеристика.
» . Требования к оформлению и написанию дипломатических документов.
» Запись дипломатической беседы.
» Основное назначение и функции дипломатических документов. Характерные черты дипл
» Особенности ведения беседы с представителями прессы, оппозицией, с представителя
» Консульские привилегии и иммунитеты: общая характеристика
» Порядок открытия консульских представительств. Процедура назначения и вступления
» Протокольные нормы дипломатического прием
» Научные подходы к изучению переговоров.
» Консульские функции: развитие отношений между государствами в области культуры и
» Функции консула в отношении граждан своего государства (правовая поддержка).
» Консульские функции по осуществлению надзора и инспекции в отношении средств тра
» Национальные особенности ведения переговоров и переговорных стилей.
» Невербальное общение или язык жестов.
» Тактические приемы участников переговоров
» Посредничество при ведении переговоро
» «Технология» ведения переговоров. Типология переговорных стратегий.
» Структура и функции международных переговоров.
» Становление протокольных норм.
» Будущее дипломатии. Реформа дипломатической службы.
» Дипломатическая беседа: цели и виды.
» Порядок назначения и вступления в должность главы дипломатического представитель
» Понятие дипломатического прокола и этикета. Политический смысл протокола. Альтер
» Публичная дипломатия.
» . Культурная дипломатия.
» Документы посольства.
» Виды дипломатических документов: вербальные и личные ноты, частные письма, памят
» Дипломатические контакты и их роль в дипломатии.
» Роль жен дипломатов в установлении и развитии контактов.
» Дипломатический корпус. Дуайен, его роль и полномочия.
» Система дипломатических должностей и рангов: российская практика.
» rjntkjr
» исторические типы дипломатии
» Дипломатическая служба: понятие и направления деятельности.
» Возникновение дипломатической службы.
» История становления российской дипломатической службы.
» Специфика профессии дипломата. Качества необходимые профессиональным дипломатам.
» Требования, предъявляемые к дипломатам в разные исторические эпохи.
» Понятие государственных органов внешних сношений, их виды и функции.
» Органы внешних сношений Российской Федерации. МИД Российской Федерации.
I семестр:
» Билет 1
» Билет 2
» Билет 3
» Билет 4
» Билет 5
» Билет 6
» Билет 7
» Билет 8
» Билет 10
» Билет 9
» Билет 11
» Билет 12
» Билет 13
» Билет 14

НЕОЕВРАЗИЙСТВО В СИСТЕМЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (ЕВРОПЕЙСКИЙ ПОЛИЦЕНТРИЗМ)

Неоевразийство вытекло из евразийства

ЕВРАЗИЙСТВО – концепция, охватывающая научные, религиозные, философские труды, в центре которых идея России как самобытной цивилизации

ПОЛИЦЕНТРИЗМ – принцип и основная структурная особенность геополитического устройства современного мира. Утверждение полицентризма обусловлено устойчивой тенденцией к росту разнообразия региональных интересов в современном мире.

Особенности полицентризма:

  1. Центры притяжения
  2. Увеличение числа участников международных отношений
  3. Новые возможности геополитических комбинаций

ЕВРАЗИЙСТВО

Евразийское движение возникло в среде русской послеоктябрьской эмиграции в начале 20-х годов. Период становления и распространения евразийства охватывает 1921 —1926 гг. Зародилось оно в Софии, но вскоре переместилось в Прагу и затем в Берлин. Основателями евразийства были лингвист и филолог Н.С. Трубецкой (1890-1938), географ и экономист П.Н. Савицкий (1895-1968), православный богослов, впоследствии священник Г.В. Флоровский (1893-1979) и искусствовед П.П. Сувчинский (1892—1985).В 1921 г, в Софии вышел первый евразийский сборник «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения», а в 1922г. —-второй сборник «На путях. Утверждения евразийцев». В них в сжатой форме излагались основные принципы нового движения. Евразийство сразу же привлекло к себе внимание нетрадиционным анализом традиционных проблем, дерзкими проектами преобразования существующего общественного строя России.В евразийском движении на разных его этапах принимали участие лучшие интеллектуальные силы русского зарубежья в лице философа Л.П.Карсавина (1882—1952), историка Г.Е.Вернадского (1887—1973), правоведа Н.Н. Алексеева (1879—1964) и ряда других.

Наиболее существенное влияние на становление евразийской концепции оказали идеи Н. Я. Данилевского. Выделение евразийцами особого типа “евразийской” культуры базировалось на его теории культурно-исторических типов, разработанной в труде “Россия и Европа”. Н.Я. Данилевский сформулировал теорию культурно-исторических типов. Возражение Н.Я. Данилевского против евроцентризма заключалось в том, что этот подход не давал объяснения ни истории России, ни истории народов Востока, превращая их в приложение к европейской истории.

Вместо моноцентризма европейской цивилизации Н.Я. Данилев­ский предложил концепцию полицентризма типов культур, вме­сто линейности – многовариантность развития. И для Н.Я. Данилевского, и для евразийцев прогресс – это реализация разнообраз­ных возможностей, заложенных в различных культурах. Расхожде­ние во взглядах евразийцев и Н.Я. Данилевского проявлялось в том, что евразийцы относили Россию к особому типу евразий­ской культуры, а Н.Я. Данилевский – к славянскому культурно-историческому типу.

Согласно евразийству, Евразия в своих границах приблизительно совпадает с Россией.  Для евразийцев Европа, Азия и Евразия являлись, прежде всего, географическими понятиями, обозначающими «географические миры», пространства, поддающиеся географической характеристике по определенным признакам. Россия-Евразия, расположенная на срединной континентальной части Старого Света, «имеет гораздо больше оснований, чем Китай, называться «срединным» государством»7. «Срединность» России отличается от «срединности» Германии, выделяемой в западно-европейской геополитике. «Срединность» Германии ограничивается Европой, которая представляет собой лишь «западный мыс» Старого Света. Россия же является центром всего Старого Света: «Устраните этот центр, и все остальные его части, вся эта система материковых окраин... превращается как бы в рассыпанную храмину». По отношению к России-Евразии все остальные земли и государства континента являются прибрежными. Центральным положением России обусловлены особенности ее культуры, политики и экономики

В основе геополитического тезиса евразийцев, сформулированного П.Н. Савицким, согласно которому «Россия есть ни Азия, ни Европа, но представляет собой особый географический мир», лежит понятие «месторазвития». Это понятие, введенное первоначально в рамках естествознания для обозначения взаимосвязи живых организмов и среды их обитания, П.Н. Савицкий применил к анализу взаимосвязи и целостности социально-исторической и географической среды. Это географический индивидуум, или ландшафт, аналогичный термину «Raum» в немецкой геополитике. Народы в своей социально-исторической жизни приспосабливаются к определенной географической среде и в свою очередь приспосабливают ее к себе. Географическая среда определяет формы хозяйственной жизни народов.

В евразийской концепции культуры углубляются и развиваются идеи, высказанные в теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского и теории органического развития К.Н. Леонтьева.  Вслед за Н.Я. Данилевским Трубецкой не просто констатирует невозможность существования так называемой «общечеловеческой культуры», отождествляемой с западно-европейской, но и дает строгое географо-этнологическое обоснование этому утверждению. Культура, присущая той или иной социальной общности, нивелирует индивидуальные различия между членами этой общности, своеобразно их усредняет. Это усреднение должно происходить на основе общих для всех членов данной среды потребностей. Люди, различаясь в своих духовных устремлениях, обусловленных национально-культурными различиями, общи в своих материальных потребностях. Примат материальных потребностей в унифицированной человеческой культуре неизбежен, вследствие чего наступит духовная примитивизация культуры. Главный и основной грех западной культуры, претендующей «общечеловечность», евразийцы видели в ее стремлении нивелировать и упразднить все индивидуальные различия, ввести всю-единообразные формы быта и общественно-государственного тройства, основанные на рыночной экономике и либерально-демократических формах правления. Европеизация для неевропейских народов гибельна.

У основоположников евразийства — Николая Сергеевича Трубецкого и Петра Николаевича Савицкого было немало последователей, разработчиков их идей. Но только в конце 60—70-х годах XX в. разрозненное течение евразийцев разных направлений получило новый мощный интеллектуальный толчок, сформировавшись в качественно иное течение — Неоевразийство. И связано это течение с именем историка, этнографа, географа Льва Николаевича Гумилева (1912 —1992), его идеей евразийской пассионарности.

ИДЕЯ ПАССИОНАРНОСТИ

Л.Н. Гумилев считает, что этносы отличаются друг от друга стереотипами поведения, которые человек усваивает в первые месяцы жизни от родителей, сверстников, а затем использует всю жизнь. В этносе в отличие от общества работают не сознательные решения, а ощущения и условные рефлексы. Этнос, каждый человек приспосабливается к географической и этнической среде.

 

Но чтобы по-новому приспособиться к окружению (особенно новому окружению), а тем более создать этнос, нужна какая-то потенциальная энергия, нужны силы. В этом-то, подчеркивает Гумилев, «сердцевина новизны пассионарной теории этногенеза». Она связывается со способностью людей «поглощать биохимическую энергию живого вещества биосферы», открытую В.И. Вернадским. Способности разных людей поглощать эту энергию различны. Гумилев предлагает классифицировать всех людей по этому признаку на три типа: наибольшее число людей располагает этой энергией в количестве, достаточном, чтобы удовлетворить потребности, диктуемые инстинктом самосохранения. Эти люди (их чаще всего называют гармоничными) работают, чтобы жить — никаких иных потребностей у них не возникает. Однако есть определенное число персон, наделенных «экстремальной энергетикой». Этот избыток Л.Н. Гумилев назвал пассионарностью (пассия — страсть). Если пассионарности больше, чем требуется для спокойной жизни, человек пассионарный живет, чтобы работать ради своей идеальной цели. Если пассионарности у человека меньше, чем необходимо для обычной жизни, индивид, называемый субпасионарием, живет, чтобы не работать, и ориентируется на потребление за счет других людей.

Л.Н. Гумилев утверждает, что стремясь к своему идеалу, люди пассионарные часто жертвуют своей жизнью ради других, но ради достижения своих практических целей перестраивают саму этническую систему, меняют ее стереотипы поведения и цели развития.Когда же лидеры-пассионарии, их потомки оказываются уничтоженными (в войнах, на кострах инквизиции, в концлагерях, взаимоистреблениями), то вновь виден трудолюбивый народ, довольный своей жизнью. От момента пассионарного толчка (появления первых пассионариев в спокойной популяции) до возвращения в новое состояние равновесия — гомеостаз — проходит около 1200 — 1500 лет. За это время пассионарность вначале устойчиво растет — фаза подъема, когда структура этнической системы постоянно усложняется, из разрозненных субъектов (сословий) возникает единый новый этнос. Когда пассионарность достигает вершины, создается единый этнический мир — суперэтнос, состоящий из отдельных, близких друг другу по поведению и культуре этносов. Вся последующая этническая история связана с обратным процессом — разрушением создавшегося суперэтноса вследствие спада пассионарности.

 

Спад пассионарности предопределен тем, что энергичных пассионарных людей с каждым поколением становится все меньше, а социальная система, созданная ими, не успевает за этими переменами, так как более инерционна, чем природная среда. И в фазе надлома этноса систему приходится постоянно перестраивать, приспосабливая к ухудшающимся условиям. Если этот процесс заканчивается благополучно, этнос имеет шанс дожить до следующей фазы этногенеза — инерционной.

Самые тяжелые моменты в жизни этноса (в жизни людей) — это смены фаз этногенеза, фазовые переходы. Фазовый переход — это кризис, связанный с изменением уровня пассионарности, с психологической ломкой стереотипов поведения ради приспособления к ювой фазе. Необходимо знать, что любой процесс этногенеза может Быть насильственно оборван извне (агрессии, эпидемии и т.д.).

 

Может ли все человечество слиться в один гигантский суперэтнос, где будут торжествовать общечеловеческие ценности? Гумилев полагает, что пока существуют разные уровни пассионарного напряжения в уже имеющихся суперэтносах, пока существуют различные ландшафты Земли, требующие специфического приспособления в каждом отдельном случае, такое слияние маловероятно и торжество общечеловеческих ценностей, к счастью, — лишь очередная утопия. Если это слияние произойдет, то восторжествуют не «общечеловеческие ценности», а этническая доминанта какого-то конкретного суперэтноса.

По мнению Гумилева, великороссы представляют особый этнос, сложившийся под мощным воздействием пассионарного толчка, на основе тюркско-славянского слияния. Подобный тезис — своего рода обоснование русского контроля над землями, населенными тюркскими этносами. Этот сплав этносов мог образоваться как симбиоз, порожденный специфическим сочетанием Леса и Степи. Тесный союз Леса и Степи предопределил сущность цивилизации, культуры, стереотипов поведения великороссов. Этносы имеют системную природу.

 

Как влияет тот или иной ландшафт, или «место развития», на формирование этносов? На этот вопрос русский ученый отвечает: Степные просторы... всегда были удобны для развития скотоводства. Поэтому в Восточную Европу переселялись азиатские кочевники... Они вступали в военные и хозяйственные кок акты со славянами, хозяйство которых базировалось на лесных массивах. Однако кочевое хозяйство не может существовать вне связи с земледельческими, потому что обмен продуктами одинаково важен для обеих сторон. Поэтому мы наблюдаем... постоянные примеры симбиоза.

Гумилев выделяет три основные формы контактов этносов: симбиоз, ксения и химера. Симбиозсочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя свое национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют друг с другом и взаимно обогащаются. Он повышает жизненные возможности народов, делает могущественными страны.

Ксения — сочетание, при котором один этнос — «гость», вкрапление в теле другого. «Гость» живет изолированно, не нарушая этнической системы «хозяина». Присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса. Но когда «гость» начинает утрачивать свою изолированность, он чаще всего превращается в химеру.ъ

Химера — соединение несоединимого. Она возникает, если два этноса, принадлежащих к суперэтносам с отрицательной взаимной комплементарностью (несовместимостью ценностей), живут перемешавшись, пронизывая друг друга. В этих случаях неизбежны кровь и разрушения, гибель одного или обоих этносов. Процесс распада этносов может длиться 150—200 и более лет.

Евразийство после десятилетий забвения вновь вызывает интерес и в других странах мира. Американские геополитики, политологи, советники президентов и монополий регулярно в течение 90-х годов двадцатого столетия публикуют обстоятельные аналитические материалы по проблемам: Россия; Россия и Европа, Россия между Европой и Азией. В число специалистов-евразийцев в входят американские ученые русского или советского происхождения: А. Рязановский, А. Янов, американский геополитик М. Вассин, политолог, бывший советник Президента США Д. Картера по национальной безопасности, а ныне советник крупной американской корпорации 3. Бжезинский. Увлекается проблемами евразийства даже философ и социолог, проживающий в западной Африке, Дикенбе Мутомбо. В своих трудах он демонстрирует хорошее знание работ Гумилева.

Последователи евразийцев сделали не только геополитические выводы из их наследия, но и сформировали целое направление в науке, получившее название «неоевразийство». Это направление имеет несколько разновидностей.

Одно из них — представители течения национальной идеократии имперского континентального масштаба. Ее задача и миссия — создание империи евразийского социализма. Либеральную экономику, создаваемую российскими реформаторами, они считают признаками атлантизма. А. Дугин пишет: Советский период российской истории рассматривается как модернистская форма традиционного русского национального стремления к планетарной экспансии и «евразийскому антиатлантическому универсализму».

Теория пассионарности Л.Н. Гумилева обогащается учениями о «циркуляции элит» итальянского социолога В. Парето и религиоведческими взглядами школы европейских традиционалистов Генона и Эвола (идеи традиционалистов: «кризис современного мира», «деградация Запада», «Десакрализация цивилизации» и другие являются важными компонентами этого течения неоевразийцев).

Другое течение неоевразийства поддерживает и развивает идеи, призванные воссоздать экономическое взаимодействие бывших республик СССР. В них речь идет в основном об «экономическом евразийстве». С этой идеей уже несколько лет выступает президент Казахстана Н. Назарбаев.

Лидер КПРФ Г. Зюганов в книге «Россия — Родина моя» развивает идею «сбалансированного мира», основы которого покоятся не на мондиалистских утопиях, а на геополитическом равновесии Больших Пространств, цивилизаций и этноконфессиональных «центров сил», учете законных интересов всех государств, больших и малых народов. Роль гаранта такого сбалансированного мира смогла бы играть Россия — обновленная, преодолевшая кризис и укрепившая свою государственность на основе синтеза древних духовных традиций, советского народовластия с достижениями современного «технотроиного» века14.

 

Свое понимание проблемы неоевразийства изложил в известной книге «Последний бросок на юг» лидер ЛДПР В. Жириновский. Это «великодержавный» проект, где имеется попытка обосновать экспансию России против стран СНГ, Афганистана, Пакистана, Индии, выйти к берегам Индийского океана, помешать реализации проекта «анаконда», душащего как Индокитайский полуостров, так и Евразию. (фраза Россия вымоет сапоги в Индийском океане.") Эта фраза родилась как ответ на присоединение к НАТО государств бывшего социалистического лагеря и приближения его к границам России.

Другие разновидности неоевразийства: проекты выработки «национальной идеи», призывы к изучению наследия первых русских евразийцев во многом носят заказной идеологический характер, спекулируют на национальных чувствах русских или тюркских народов, национальных меньшинств. Под этими проектами нет более или менее прочной научной основы, серьезной теории и методологии, они искусственны, фрагментарны и не могут претендовать на признание в качестве самостоятельных и серьезных геополитических идеологий и методологий.

Огромный континент Евразию Л.Н. Гумилев, как и его предшественники, не противопоставлял всему остальному миру. Общеметодологическим принципом евразийства является полицентризм. Евразия выступает как один из геополитических центров, не доминирует в мире. Мы отмечали, что виднейший теоретик геополитики англичанин X. Макиндер обосновывал именно эту идею. И русские евразийцы и неоевразийцы считали ее плодотворной и развивали этот тезис в своих работах.Европейский полицентризм предполагал, что таких центров много. Европа — центр мира, но и Палестина — центр мира, Иберия и Китай — то же самое

По-иному смотрят на эту проблему многие видные ученые Вот что, например, пишет по этому поводу 3. Бжезинский:Евразия — это суперконтинент земного шара, играющий роль своего рода оси. Та держава, которая на нем доминирует, будет оказывать решающее влияние в двух из трех наиболее развитых в экономическом плане регионов планеты — Западной Европе и Восточной Азии.

Так что же ждет Россию, мир в целом? Роль колонии в монополярном мире, проект которого уже начертали 3. Бжезинский и другие ученые-западники (атлантисты, мондиалисты и т.п.), или возможны другие варианты? Сторонники евразийства первого течения по этому поводу утверждают, что «победа Запада в холодной войне» концептуально означает окончание биполярного и начало однополярного мира. При этом если чистые атлантисты (Хантингтон, например) предполагают, что эта однополярность будет относительной — выигравший Запад (The West) будет вынужден постоянно улаживать нарастающие межцивилиэационные конфликты со «всем остальным миром» (The East) — то мондиалисты (Фукуяма, Аттали) видят беспроблемную доминанту Запада над всей планетой как нечто уже случившееся. Даже самый конфликтный вариант профессора Санторо предполагает в конце концов установление Мирового Правительства.

Неоевразийцы России, как, естественно, и многие ученые и политики других стран Европы и Азии, не могут согласиться с этими гегемонистскими притязаниями атлантистов и мондиалистов. Противостоять монополярности, по их мнению, может биполярность: новый континентальный альянс должен либо включить в себя всю Европу до Атлантики и несколько важнейших секторов южного побережья Евразии — Индию, Иран, Индокитай и т.д., либо обеспечить дружественный нейтралитет этих же пространств, т. е. вывести их из-под контроля атлантизма.

Есть и другая точка зрения на новое мироустройство. В XXI в. в качестве геополитического противовеса может выступить Китай. Для такого подхода есть много «за». Это стремительный экономический рост КНР, огромная территория, не уступающая территории США, большой демографический потенциал, превосходящий более чем в четыре раза потенциал США, активная динамичная внешняя политика, мощные быстро модернизирующиеся вооруженные силы и т.п. Но Китай на практике балансирует между атлантизмом и евразийством. И эта политика, по-видимому, будет продолжаться и в первое десятилетие XXI в.

 

В научной литературе можно встретить еще одну точку зрения относительно судеб мира. Есть немало политиков, ученых, которые считают наиболее вероятной соперницей США Японию. В частности, американский политолог К. Престовиц отмечал, что американскому веку пришел конец. Самым крупным событием конца столетия является восхождение Японии в качестве великой супердержавы. Это отражение того, что в сознании американцев все больше утверждается мысль о потере США позиции державы «номер один». По данным опросов общественного мнения, проведенных Си-Би-Эс в 1989 г., на вопрос о том, какая страна в XXI в. займет место державы «номер один», 47% назвали США, а 38% — Японию. По данным опроса, проведенного Си-би-Эс и газетой «Нью-Йорк Таймс» осенью 1997г., только 25% предпочли США, а 58% — Японию.

Еще одна точка зрения: исламские страны и Индия смогут стать реальным противовесом атлантизму и центром притяжения противников мондиализма. Это может случиться, если в их экономическом, военном развитии им поможет Россия, т. е. речь опять идет о евразийстве. В своем последнем интервью Л.Н. Гумилев особо подчеркнул: «знаю одно и скажу Вам по секрету, что если Россия будет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство»23.

 

Заканчивая анализ теории евразийства Л.Н. Гумилева, можно сделать следующие выводы:

 

1. Евразия является альтернативным Западу источником важнейших цивилизационных процессов. Западная цивилизация, стремящаяся навязать свои ценности Востоку, может привести к планетарным конфликтам.

 

2. Геополитический синтез Леса и Степи сформировал самобытные культуру, менталитет, государственность.

 

3. Лес является не «симбиозом», а скорее «химерой» этносов, так как находится на нисходящей ветви этногенеза

 

Мондиализм — проект по установлению мирового правительства


14.04.2016; 09:07
хиты: 210
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь