Фрэнсис Фукуяма выделяет четыре основных принципа (приводятся по В. Сендерову)[3]:
1. Убеждение, что характер внутреннего режима каждой страны влияет на её внешнюю политику — и уже поэтому не может не быть предметом интереса и давления со стороны либерально-демократических обществ. Это убеждение отличает неоконсерваторов от «реалистов», всегда выражающих готовность «торговать хоть с людоедами» и декларирующих своё безразличие к чужим внутренним делам.
2. Убеждение, что американская мощь уже используется и должна использоваться в нравственных целях: мощь США, в том числе и военная, необходима для решения задач морального характера. США, главенствующая в мире держава, несут особую ответственность. Таким образом закрепляется роль США как «мирового полицейского»[4].
3. Недоверие к масштабным проектам социального строительства, боязнь нежелательных последствий программ социального планирования.
4. Скептицизм в отношении как легитимности, так и эффективности механизмов международного права и международных институтов в деле обеспечения безопасности и справедливости.
Основные положения современной неоконсервативной программы были изложены Уильямом Кристолом и Робертом Каганом в 1996 году. Суть их была выражена в следующем[5]:
· США призваны осуществлять «гуманную глобальную гегемонию» (англ. benevolent global hegemony) во всём мире на основе своего международного влияния и авторитета, возникшего в результате международной и оборонной политики прошлых лет.
· Авторы статьи предлагают следующие «три императива»:
1. Значительное увеличение военного бюджета.
2. Пропаганду патриотизма и милитаристских ценностей среди гражданского населения, «единение народа и армии», рекрутирование в её ряды как можно больше добровольцев.
3. «Моральная ясность» (англ. moral clarity) действий — не дожидаясь появления угроз, активно распространять во всем мире американские политические принципы — демократию, рыночную экономику и уважение к свободе.
Повсеместное распространение американской модели демократии любыми средствами, вплоть до военных, было одной из главных задач, провозглашенных «неоконами». Уильям Кристол в одном из своих очерков писал: «Сталкиваясь с неординарными событиями, Соединенные Штаты всегда будут чувствовать свою обязанность всеми средствами защищать демократическую нацию от нападения недемократических сил, внешних и внутренних»[6].
Исследователи отмечают, что «Для неоконсервативной революции в Америке проблема стран Ближнего Востока стала одним из главных идеационных и мобилизирующих инструментов»[6] (см. также Исламофашизм). По мнению известного мирового топ-инвестора М. Фабера (март 2015 г.), «неоконсерваторы разрушили Ближний Восток своими методами. По сути, они дестабилизировали весь Ближний Восток»[7].
Американская империя (англ. American imperialism) представляет собой термин, указывающий на политические,экономические, военные и культурные влияния США. Концепция американской империи впервые была популяризирована в результате испано-американской войны 1898 года.
Источники и сторонники этого понятия колеблются от классических марксистских теоретиков империализма, донеоконсерваторов, убеждённых в американской империалистической роли.
Термин империализм был придуман в середине XIX века[1]. Впервые широко применяется к США со стороны «американской антиимпериалистической лиги» основанной в 1898 году против испано-американской войны и последующей оккупации и жестокости совершаемых американскими войсками на Филиппинахпосле Филиппино-американской войны.
Оксфордский английский словарь дает три определения империализма:
1. Имперская система правительства; правление императора.
2. Принцип или дух империи; защита имперских интересов.
3. В пренебрежительном тоне. В коммунистическом контексте: имперская система это политика западных держав. В западном контексте: имперской системой является политика коммунистической власти.
До сих пор идут споры является ли США империей с политической подоплёкой последних двух определений. Существуют противоречия между империей как формой государства и империализмом как формой политики.
Многие марксисты, анархисты, члены Новых левых, так же некоторые консерваторы рассматривают американский империализм как закоренелый и аморальный. В представлении таких историков, как Уильям Эпплман Уильямс (William Appleman Williams), Говард Зин (Howard Zinn), и Габриэль Колко (Gabriel Kolko) американский империализм прослеживает своё начало не с испано-американской войны, а с покупки Джефферсоном «Луизианы» или даже с угнетения коренных американцев до «Американской Революции» и продолжается по сей день. Писатель Сидни Ленс (Sidney Lens) утверждает, что США со времён обретения независимости использует каждое доступное политическое, экономическое, и военное средство для доминирования над другими нациями[2].
Культурный империализм[править | править вики-текст]
Споры об американском культурном империализме во многом отличаются от военного империализма, однако, некоторые критики[кто?] утверждают, что культурный империализм не является независимым от военного империализма.
Либеральный интернационализм
геополитическая стратегия, противоположная пролетарскому интернационализму. Впервые новая философия геополитики была изложена американским президентом Вильсоном в 1918 г. в выдвинутой им программы либерального мирового порядка, так называемых «четырнадцати пунктов». Теоретическое обоснование было изложено в книге известного географа Исайя Боумена «Новый мир» (1921), возглавлявшего Совет внешних сношений (CFR) в 1917 – 1950 годах. Победа пролетарской революции в России вызвала необходимость в отказе от концепции американского изоляционизма и более активного участия в международных делах на основе распространения принципов либерального интернационализма. Дальнейшее развитие мировых событий подтвердили актуальность выбранной стратегии, получившей особое развитие в 1933-1945 гг. при президенте Франклине Рузвельте. Развитие авиации сделало уязвимой территорию Америки от возможного противника. Агрессивность германской геополитики требовала все большую вовлеченность Америки в европейские и мировые дела.
|