В системе взглядов немецкого ученого видны многие идеи родоначальника социологии француза Огюста Конта: эволюционизм, признание влияния географической среды на развитие народа, государства, роли демографических и космических факторов в функционировании политических систем, жизни этносов и государства. Влияние О. Конта просматривается в работах Ф. Ратцеля: «Земля и жизнь. Сравнительное землеведение», «Народоведение» и в фундаментальной книге «Политическая география».
Профессор Лейпцигского университета (с 1886).
Основные работы[
Задачи народоведения по Ф.Ратцелю:[править | править вики-текст]
- Географическое воззрение (рассмотрение внешних условий) и историческое размышление.
Изучение забытых, более глубоких слоев человечества. Именно в низших слоях следует искать те пункты, которые привели к более высокому уровню человеческого развития. Делается это для того, чтобы установить единство и целостность человечества.
Сравнение народа Тубу, который за 2000 лет не изменил ничего в своей культуре и образе жизни и современных народов, которые многому научились, многое приобрели и главное — научились использовать все это.
- Указание переходов и внутренней связи. Человечество — единое целое.
По сути все произошло от одной культуры — основы, фундамента, на основе которой образовались, сформировали свой каркас другие, существующие и по сей день. Многие части этой культуры до сих пор остаются неизменными в руках человечества.
Государство
«Если политика культурных народов не отличается верностью и доверчивостью, то политика диких народов может служить выражением самых низких свойств, недоверчивости, предательства и беспощадности».
Сравнение европейской политики и «дикой» политики африканских народов. Сущностью государственных образований у диких народов Ратцель видит неопределенность границ, которые намеренно не проводятся в виде линий, а поддерживаются открытыми, в виде свободного пространства изменчивой ширины. Автор приходит к выводу, что общее самообладание и общие интересы создают государство.
Почти во всех государствах неевропейского культурного круга управляют вторгшиеся в них завоеватели-чужеземцы. Сознание национальной связи возникает лишь позднее и прокладывает себе дорогу в виде государствообразовательной силы, когда вступают в дело и умственные интересы народа.