Геополитика, как и другие науки об обществе и природе, изучает законы становления, функционирования и развития социальных, экономических, географических, политических, военных и других систем. Главным законом, который более всего привлекает внимание исследователей этой науки, по мнению видных специалистов, является закон фундаментального дуализма, проявляющийся в географическом устройстве планеты и в исторической типологии цивилизаций.
Геополитический дуализм - основной принцип геополитики, утверждающий в качестве двигателя исторического процесса противостояние талассократии и теллурократии.
Например, западные ученые Р. Челлен и А. Мэхэн, X. Макиндер(1861 — 1947) и К. Хаусхофер(1869—1946), русские исследователи этой проблемы Н.Я. Данилевский и В.П. Семенов-Тян-Шанский(1870—1942), П.Н. Савицкий и Л.Н. Гумилев считали, что этот дуализм выражается в противопоставлении сухопутного могущества («теллурократии») и морского могущества («талассократии»). Первое проявляется в виде военно-авторитарной цивилизации (например, Древняя Спарта, Древний Рим), второе — торговой цивилизации (Древние Афины и Карфаген).
По мысли родоначальников геополитики, особенно А. Мэхэна и X. Макиндера, этот дуализм изначально несет в себе семена враждебности, которые, падая на хорошую политическую и военную почву, дают плоды непримиримой вражды двух стихий (жидкой, текучей и твердой, постоянной), двух типов культурно-исторических цивилизаций (демократии и идеократии).
Сухопутное могущество, или теллурократия, характеризуется четко обозначенными границами, фиксированным пространством, способами жизнедеятельности населения, устойчивостью его качественных ориентации: оседлость, ограниченность в выборе приложения труда, консерватизм, строгие нравственные или юридические нормы и законы, которым подчиняются все индивиды и группы людей, роды, племена, народы, страны, империи. Суша — это всегда прочно, устойчиво, твердо. Эта твердость формирует твердость морали и закона, твердость традиции. Нравы закрепляются в общественном сознании, передаются по наследству, формируется кодекс этических норм, принципов. Это проявляется, в частности, и в том, что сухопутным народам, особенно оседлым, близко чувство коллективизма, а не индивидуализма, чужд дух предпринимательства, наживы. В управлении большими и малыми группами главным принципом является иерархичность.
Морское могущество, или талассократия, по мнению автора этой концепции А. Мэхэна, — совершенно противоположный тип цивилизации. Талассократия, или торговая цивилизация, более динамична и восприимчива к техническому прогрессу. Ей присущ дух индивидуализма, наживы, предпринимательства. Эти и другие качества индивида или группы предопределяет море, требующее такого типа личности, которая может выжить в экстремальных условиях. Поэтому индивидуум, способный на предприимчивость и нестандартные решения, представляет высшую ценность. Следовательно, в такой цивилизации нравственные и юридические нормы, принципы, законы становятся относительными. Подобный тип цивилизации развивается активнее, чем теллурократический, легко меняет нравственные и культурные ценности, признаки, сохраняя только одну основную установку — стремление вперед, к новым открытиям, приключениям, наживе.
Намного более фундаментальный вклад в геополитику внес другой немецкий ученый, юрист и социолог Карл Шмитт. В своих работах «Номос земли»187 и особенно «Земля и Море»188 (а также «Теория партизана»189 и т. д.) он дал фундаментальное обоснование основных геополитических категорий, предложенных Макиндером, с точки зрения философии, истории, социологии.Греческий термин "номос" обозначает "нечто взятое, оформленное, упорядоченное, организованное" в смысле пространства, единение пространства и народа, проживающего на этой территории, номос- это душа. Шмитт вводит дополнительные синонимы к базовой геополитической паре, определяя Сушу как библейского Бегемота (сухопутного зверя), а Море — как библейского Левиафана (морское чудовище). Битва между ними предопределяет характер геополитической динамики.
Карл Шмитт (1888-1985) впервые в своем труде «Теория партизана» в начале 60-х годов прошлого века обратил пристальное внимание к «фигуре мирового духа» – фигуре «партизана», последнего действующего лица мировой истории, основными критериями которого являются, по мнению автора этой теории, «нерегулярность, повышенная мобильность, интенсивность политической ангажированности, теллурический характер». Будучи непримиримым противником «разжижения цивилизации» и растворения своих «континентальных ценностей», «партизан» защищает всеми средствами восточный «теллурократический порядок» перед лицом тотального наступления западного «талассократического мира», выработав при этом свои основы этики войны, резко отличающиеся от традиционных форм ее ведения. Причем «партизан» не остаётся в стороне от развития научно-технического прогресса в военной области, применяя все доступные ему современные средства ведения боевых действий.
Столетиями континентальные цивилизации (суша) довлели над морскими: Спарта и Афины, Рим и Карфаген, но ходом развития техники (повышение уровня кораблестроения, совершенствование вооружений, разделение общественного труда и, следовательно, товарообмена и торговли) объективно усиливались позиции моря, морских цивилизаций. Отсюда вытекает другой закон геополитики: усиление фактора пространства в человеческой истории. Это особо подчеркивает А. Мэхэн в работе «Влияние морской силы на историю»(1890) В частности, он замечает, что английская нация обязана своим величием морю более, чем всякая другая. Рост влияния талассократии начинается вместе с эпохой великих географических открытий, а достигает вершины своего могущества в конце XX в., когда англосаксонский капитализм и индустриализм сформировались как единый комплекс. .Гласным оплотом талассократии с середины XX в. стали США. В середине XX в. геополитический дуализм достиг своего апогея, когда теллурократия отождествлялась с СССР, а талассократия — с США и подконтрольными им сферами влияния.
В качестве производного основного закона геополитики — дуализма талассократии и теллурократии можно с определенной долей условности назвать закон синтеза суши и моря — «береговая зона». (В законченном виде его сформулировал американский ученый Н. Спайкмен в книге «Geography of peace». - New York, 1944.) Это тоже ключевое понятие в геополитике, «береговая зона», или Rimland — фрагмент талассократии или теллурократии. Влияние моря и предопределяет в «береговой более активное развитие, чем на суше, поэтому она — более сложное и культурное образование. Rimland напоминает одновременно, как считает А. Дугин, «остров и корабль», а с другой стороны — «Империю и Дом». Образно говоря, Rimland соединяет преимущества острова и империи, корабля и дома и обладает самостоятельной сущностью. По его мнению, Rimland — «сложная реальность, имеющая самостоятельную логику и в огромной мере влияющая и на талассократию, и на теллурократию». Береговая зона выступает как субъект истории со своей волей и судьбой, но реализуются они в рамках геополитического дуализма. Таким образом, Rimland выступает поясом, пограничной зоной, или границей. В геополитике этот термин несет иную смысловую нагрузку, чем понятие границы между государствами. Морские пришельцы видят берег не как линию для самого материка, а как территорию, которую можно оторвать от континентальной массы, превратить в базу, торговый, военный анклав для дальнейшего наступления на сушу.
Хартленда теория — учение английского географа, историка и теоретика международных отношений Маккиндера. Фундаментальной идеей явились представления о мировой истории как конфронтации между континентальными и океанскими державами. На примере противостояния Британской и Российской империи ученый показал преимущества континентальной державы. Им выделяется понятие «Мировой остров», включающий континенты Евразию и Африку. Самую недоступную часть мирового острова он назвал хартлендом, где реки впадают во внутренние моря, либо в Северный Ледовитый океан. Хартленд - стержневое пространство (Сердцевина Земли или Евразия), недоступное для морских держав. Таврида рассматривалась как геополитический центр хартленда. «Тот, кто правит Восточной Европой, господствует над хартлендом; тот, кто правит хартлендом, господствует над Мировым островом; тот, кто правит Мировым островом, господствует над миром».
Важно проследить эволюцию географических пределов хартленда в трудах Маккиндера. Если в 1904 и 1919 гг. (соответственно в статье “Географическая ось истории” и в книге “Демократические идеалы и реальность”) очертания хартленда совпадали в общих чертах с границами Российской Империи, а позже СССР, то в 1943 г. он пересмотрел свои прежние взгляды и изъял из хартленда советские территории Восточной Сибири, расположенные за Енисеем. Он назвал эту малозаселенную советскую территорию “Россией Lenaland” по названию реки Лена. Природные богатства этой земли — древесина, минералы и т.д. — практически нетронуты”. Выведение так называемого Леналенда из географических границ хартленда означало возможность рассмотрения этой территории как зоны “внутреннего полумесяца”, то есть как берегового пространства, которое может быть использовано “островными” державами для борьбы против “географической оси истории”.
Наконец, четвертый закон (открыт немецким юристом и политологом К.Шмиттом в работе «Der Nomos der Erde». – Koeln, 1950.) синтезирует все предшествующие закономерности, определяя способ разрешения геополитических противоречий. Согласно ему развитие государственности проходит три этапа: на первом она охватывает полис (город); на втором - ограниченную территорию;на третьем - континент.
Первой страной, прошедшей все указанные стадии, явились США, что дало им возможность, начиная со второй половины XX в., претендовать на мировое господство. Главный конкурент - геополитически «недостроенный» Советский Союз, будучи вовлечен в борьбу, потерпел поражение и распался.