Проблема мирового порядка - одна из главных в науке о международных отношениях, поскольку в ней сконцентрировано представление о взаимодействующих на мировой арене социальных общностях как о составных частях, элементах единого социума, - «международного общества». Характер отношений между элементами «международного общества» все больше напоминает отношения, существующие внутри тех или иных государств. Несмотря на сохранение значения отличительных особенностей, рудиментов «нрава сильного», конфликтов и войн, в наше время международные отношения уже не могут быть представлены в виде «естественного состояния», при котором сильный делает все то, что он хочет, а слабый - лишь то, что может. Конечно, международное общество существует не в виде единой социально-политической организации, управляемой единым правительством на основе общих законов. Трудно предполагать, что такое возможно в обозримом будущем. Однако нельзя отрицать, что сегодня государства и народы нашей планеты, связанные нитями единой МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ , в большинстве своем разделяют сопоставимые идеалы и ценности; они представлены в совместных политических и иных структурах и сталкиваются с общими вызовами и проблемами. То есть сегодня существует тот минимум единства и организации, который позволяет говорить, что существование международного общества - очевидная реальность. Следовательно, и мировой порядок является реальностью.
Понятие «мировой порядок»
В научной литературе представлены различные интерпретации понятия «мировой порядок». Мировой порядок - это принципы, нормы и институты, регулирующие поведение и деятельность международных актеров. Устройство международных отношений определяет форму организации, протекания и воспроизводства политического процесса. Как устройство межгосударственных отношений трактуется мировой порядок известным исследователем проблемы английским ученым X. Буллом: «Под мировым порядком понимается характер или направление внешней активности, обеспечивающей незыблемость тех целей сообщества государств, которые являются для него, с одной стороны, элементарно необходимыми, с другой - жизненно важными, с третьей - общими для всех». Согласно Буллу, иерархия этих целей такова:
• сохранение самой системы и сообщества государств, нейтрализация существующих и потенциальных угроз.
• обеспечение независимости и суверенитета каждого государства.
• сохранение мира, понимаемого как возможность войн лишь при особых обстоятельствах и в соответствии с принципами, разделяемыми мировым сообществом.
Наличие и функционирование общих установок для всей социально-политической сферы независимо от того, затрагивают ли они взаимоотношения между индивидуумами, обществом и государством или взаимоотношения между государствами. Мировой порядок можно определить как такое устройство международных отношений (межгосударственных), которое призвано обеспечить основные потребности субъектов мировой политики в безопасном существовании и реализации своих интересов.
Имеются следующие основные измерения мирового порядка: горизонтальное, вертикальное и функциональное.
Горизонтальное измерение - это, прежде всего отношения между основными актерами мировой политики. Поддержание порядка в международной системе обеспечивается благодаря балансу сил, наличию общих интересов и ценностей. Вертикальное измерение миропорядка - это отношения между сильными и слабыми актерами. Гарантом существования жесткой иерархической организации международных отношений выступает, прежде всего, фактор силы. Именно сила обеспечивала жесткую иерархическую организацию международных отношений в рамках империй.
Основу функционального измерения мирового порядка составляют такие факторы, как дипломатия и стратегия актеров - экономическое взаимодействие между ними, моральны, ценности и политические амбиции лидеров, транснациональные сообщества деловых людей, ассоциации ученых, специалистов и т. д. Каждый из указанных факторов может играть стабилизирующую и дестабилизирующую роль в международных отношениях.
Мировой порядок сочетает в себе элементы устойчивости, стабильности, т. е. собственно порядка, и переходности как накопления предпосылок для продвижения к более высоким формам организации международных отношений, соответствующим усложняющейся общественной жизни. Исторически начало очередного мирового порядка было связано либо с итогами войн, следовавшими за ними внутренними переменами в ведущих странах, либо с распадом некоторых крупных государств.
3. Качественное отличие современного мирового порядка
Качественные отличия современного мирового порядка состоят в следующем:
1. Начавшийся процесс глобальной интеграции человечества на фоне утраты практически всеми странами мира самодостаточности развития.
2. Интенсивное формирование единой мировой системы власти в условиях доминирования в мире блока стран западной цивилизации во главе с США.
3. Интенсивный рост численности населения Земли в условиях нарастания объемов потребления западной цивилизации с приближением к критическому порогу уровня экодавления на всю сферу обитания Земли.
4. Глобальный промышленно-сырьевой дисбаланс, состоящий в том, что наибольший промышленный потенциал сосредоточен в США, странах Европы и Японии, тогда как основные энергетические и сырьевые ресурсы сосредоточены в России и странах третьего мира.
5. Появление на мировой арене самостоятельных геополитических субъектов транснационального характера, качественное усиление их роли и влияния в системе международных отношений.
Именно эти черты привели к несоответствию существующего мирового порядка(сложившегося во второй половине 20-го века в рамках биполярной системы) реалиям начала 21-го века.
К основным диспропорциям и противоречиям, породивших глобальный (цивилизационный по своей сути) кризис можно отнести:
1. Противоречие между ростом производства-потребления и имеющимися ресурсами, необходимыми для развития, возможностями экосистемы Земли.
Разрешение этого противоречия возможно только за счет сокращения потребления. Возникает вопрос – как и за счет кого?
2. Диспропорциями в распределении промышленных мощностей и сырья, породивших конфликт интересов между промышленно развитыми странами и странами-поставщиками сырья.
3. Противоречием между «бедными» развивающимися странами и «богатыми» промышленно развитыми.
4. Противоречием между нациями, национальными элитами и транснациональной элитой.
Экономически: идеология "Нового Мирового Порядка" предполагает повсеместное и обязательное установление на всей планете, независимо от ее культурных и этнических регионов, либерально-капиталистической, рыночной системы. Все социально-экономические системы, имеющие в себе элементы "социализма", "социальной или национальной справедливости", "социальной защищенности" должны быть полностью разрушены и превращены в общества "абсолютно свободного рынка". Все заигрывания мондиализма с "социалистическими" моделями, имевшие место в прошлом, в настоящий момент решительно прекращаются, и рыночный либерализм становится единственной экономической доминантой планеты, управляемой Мировым Правительством.
Геополитически: идеология "Нового Мирового Порядка" отдает безусловное предпочтение странам географического и исторического Запада по сравнению со странами Востока. Даже в случае относительно западного расположения той или иной страны ей всегда будет отдаваться предпочтение по сравнению с ее более восточным соседом. Ранее действовавшая схема геополитического союза Запада с Востоком против Центра (к примеру, капиталистический Запад вместе с коммунистической Россией против национал-социалистической Германии) современным мондиализмом более не применяется. Геополитический приоритет западной ориентации становится абсолютным.
Этнически: идеология "Нового Мирового Порядка" настаивает на предельном расовом, национальном, этническом и культурном смешении народов, отдавая абсолютное предпочтение космополитизму больших городов. Национальные и мелко-национальные движения, ранее использовавшиеся мондиалистами в борьбе против "большого национализма" имперского типа, будут решительно подавлены, и места для них в этом "Порядке" не останется. На всех уровнях национальная политика Мирового Правительства будет ориентироваться на смешение, космополитизм, melting pot и т.д.
Религиозно: идеология "Нового Мирового Порядка" подготовляет пришествие в мир определенного мистического персонажа, появление которого должно будет резко изменить религиозно-идеологическую картину на планете. Сами идеологи мондиализма убеждены, что речь идет о приходе в мир Машиаха, Мессии, который откроет человечеству законы новой религии и совершит множество чудес. Эпоха прагматического использования мондиалистами атеистических, рационалистических и материалистических доктрин завершена. Сейчас они провозглашают наступление эпохи "новой религиозности".
Дестабилизация международной системы свидетельствуют о том, что человечество находится на переломном этапе своего развития. Объективные императивы выживания, безопасности и развития влекут за собой потребность в более надежном международном порядке, отвечающем новым тенденциям, связанным с «раздвоением» привычного государственно-центричного мира и сосуществованием его с миром нетрадиционных факторов. Время покажет, будет ли новый порядок регулироваться планетарным правительством, располагающим для этого соответствующими средствами наднационального характера - правительством, армией, действенными правовыми механизмами и т. п., - или его основой станут несколько взаимодействующих между собой интегрированных региональных центров, охватывающих своей совокупности весь мир, или же это будет какой-то иной вариант управления миром. Но в любом случае создание и функционирование надежного мирового порядка может быть достигнуто лишь на основе создания условий для реализации интересов и сохранения ценностей не только государств и межправительственных организаций, но и самых разнообразных социальных общностей, и даже конкретных людей. С другой стороны, это требует преодоления той степени аномии, которая присуща сегодня международному обществу.
Сегодняшний мир еще далек от такого состояния. Прежний международный порядок, построенный на силе и устрашении, хотя и подорван в глобальном масштабе, но в то же время его правила и нормы еще продолжают действовать (особенно на региональных уровнях), что не позволяет сделать вывод о необратимости тех или иных тенденций. Упадок же послевоенного мирового порядка открывает перед человечеством переходный период, полный опасностей и угроз для социальных и политических устоев общественной жизни.