XVII век лежит в центре периода, называемого ранним Новым временем. Противоречия между государствами, составлявшие содержание европейской международной политики этого века, ее принципы. С одной стороны, исходили из наследия XVI в., с другой — в известной мере определяли тенденции ее развития в Следующем столетии.
Тридцатилетняя война — военный конфликт за гегемонию вСвященной Римской империи и Европе, продолжавшийся с 1618 по 1648 год и затронувший в той или иной степени практически все европейские страны. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками империи, но затем переросла в борьбу против доминирования Габсбургов вЕвропе. Конфликт стал последней крупной религиозной войной в Европе и породил вестфальскую систему международных отношений.
Война началась после Пражской дефенестрации 23 мая 1618 года, которая ознаменовала собой начало восстания чешских сословий, направленного против попыток рекатолизации со стороны принадлежавшего к дому Габсбургов чешского короля. Последовавшие боевые действия делятся на четыре крупных периода, называющихся по основным противникам императора: чешско-пфальцский, датский, шведский и франко-шведский. Две попытки прекращения конфликта — Любекский мир (1629) иПражский мир (1635) — окончились безуспешно, поскольку не учитывали интересов всех прямо или косвенно заинтересованных сторон. Это удалось только всеевропейскому Вестфальскому мирному конгрессу (1641—1648). Вестфальский мир 24 октября 1648 года зафиксировал новый баланс сил между императоромСвященной Римской империи и имперскими сословиями и определил конституционные рамки, действовавшие в империи до её распада в 1806 году. Республика Соединённых провинций иШвейцарский союз стали независимыми государствами и вышли из состава империи.
Боевые действия Тридцатилетней войны происходили вЦентральной Европе, в основном на территории современнойГермании. Как сами боевые действия, так и вызванные ими голод и эпидемии опустошили целые регионы. В Южной Германии войну пережила лишь треть населения. Многим областям потребовалось больше века, чтобы восстановиться от последствий вызванного войной экономического и социального упадка.
Европа на рубеже XVI—XVII веков
На рубеже XVI и XVII веков Европа переживала период перехода от Средневековья к Новому времени. Концепция национального абсолютизма тогда только начинала зарождаться[1]. Национальные чувства связывались с сюзереном, с правящей династией, а не с государством. Движущей силой внешней политики выступала личная воля сюзерена. Одним из важнейших методов заключения союзов были династические браки[2][3].
В католической Европе с началом Контрреформации начался широкий откат от ренессансного материализма. Усиление позиций католической церкви[4] сочеталось с модой на астрологию, распространением оккультизма и других мистических течений[5]. Обострились конфликты между церковью и представителями научного мира. В католической среде философия и даже наука допускались лишь в том случае, если они руководствовались религиозным откровением, иначе — расценивались как козни сознательно вводящего людей в заблуждения дьявола[6]. После Тридентского собора боевыми подразделениями католической церкви стали члены созданного Игнасио Лойолой«Ордена Иисуса» — иезуиты[7].
В политической жизни Европы с начала XVI века ведущая роль принадлежала династии Габсбургов, которая разделилась на испанскую и австрийскую ветви[8]. В начале XVII века испанская ветвь дома владела, кроме Испании, также Португалией, Южными Нидерландами, богатым герцогством Миланским, Франш-Конте, сицилийской и неаполитанской коронами, а также имела в своём распоряжении огромную испано-португальскую колониальную империю[9][3][10]. Австрийские Габсбурги закрепили за собой короны Священной Римской империи, Богемии, Венгрии,Хорватии[10].
На протяжении XVI века крупные европейские державы стремились воспрепятствовать установлению гегемонии Габсбургов в Европе и дальнейшему росту их владений[11]. Противостояние с Габсбургами возглавляла католическая Франция периода великого века — самое крупное из европейских национальных государств того времени. Сухопутные границы Франции были окружены кольцом владений Габсбургов. Другие противники Испании находились на севере континента — это протестантские Республика Соединённых провинций (Нидерланды), на протяжении нескольких десятилетий отстаивавшая свою независимость в затяжной освободительной войне[12][13], иАнглия, которая оспаривала испанское господство на море и покушалась на колониальные владения испанской короны[14].
Интересы враждующих сторон наиболее интенсивно пересекались сразу в нескольких регионах. Наибольшее количество противоречий накопилось на территории Священной Римской империи, которая, в дополнение к традиционной борьбе между императором и немецкими князьями, была расколота по религиозному принципу[15]. Подводя итог Реформации, Аугсбургский религиозный мир 1555 года на время завершил открытое соперничество лютеран и католиков в Германии. По условиям мира немецкие князья могли выбирать религию (лютеранство или католичество) для своих княжеств по своему усмотрению согласно принципу cujus regio, ejus religio (лат. чья власть, того и вера)[16]. Их подданным, не желавшим переходить в выбранную князем веру, оставалось только предусмотренное § 26 мирного договора право jus emigrandi — на эмиграцию на территорию, на которой исповедуется их конфессия[* 1].
Прямое отношение к империи имел и другой узел противоречий — Балтийское море. Скандинавские протестантские державы — сначала Дания, несколько позже Швеция — испытывали период небывалого экономического и культурного подъёма. Обладая образцовыми для своего времени армиями, скандинавские монархи стремилась монополизировать Балтику, укрепившись на южном побережье моря, в то время как католическая Речь Посполитая активно сопротивлялась шведско-датской экспансии. Прочие европейские страны также выступали за свободу балтийской торговли[17].
Третьим спорным регионом была раздробленная Италия, где с начала Итальянских войн пересекались интересы Франции и Испании[18]. В начале XVII века испанцы уже контролировали бо́льшую часть территории Италии и стремились завладеть остальной частью. Важную роль в их планах играла Вальтеллина — горная долина на границе Италии и Австрии, которая давала возможность переправлять войска, материалы и деньги из испанских владений в Северной Италии в верховья Рейна и Инна, а оттуда — в Австрию или Нидерланды[19]. Населением Вальтеллины, в основном католическим по своему вероисповеданию, руководили союзные с Гризоном протестанты. В долине уже было несколько восстаний католиков — последние в 1572 и 1607 годах, однако протестантам удалось их подавить[20].
Назревание войны[править | править вики-текст]
По мере того, как католическая церковь пыталась отвоевать утраченное в ходе Реформации влияние, во многих странах Европы росло религиозное напряжение. Усиливались цензура и инквизиция, укреплялся орден иезуитов. Ватикан всячески подталкивал правителей-католиков к искоренению протестантизма в своих владениях[21]. Хотя Габсбурги были истовыми католиками[22], императорский статус обязывал их стоять над схваткой, из-за чего первую скрипку в германской контрреформации играли баварские правители из династии Виттельсбахов. И без того тяжёлую религиозную ситуацию усложнило появление через 10 лет после подписания Аугсбургского мира нового протестантского течения —кальвинизма, к которому склонились многие немецкие князья[23]. По мнению большинства католиков, положения Аугсбургского мира не распространялись на кальвинистов и другие новейшие порождения Реформации. Это мнение разделяла и часть лютеран, завидовавшая успехам учения Кальвина[24][25].
В период с 1585 по 1618 годы как минимум в 20 городах империи зафиксированы религиозно мотивированные восстания и бунты. Крупнейшим из них стал конфликт[de] между протестантским большинством и католическим меньшинством, разгоревшийся в 1606—1608 годах в Донаувёрте, в одном из восьми вольных имперских городов, где официально проживали и католики, и протестанты. Большинство жителей были протестантами, из протестантов состоял и городской магистрат. 25 апреля 1606 года через центр города с крестами и развевающимися знамёнами впервые прошла процессия католиков. Подобные демонстрации хотя и допускались Аугсбургским миром, однако противоречили сложившейся в городе практике — до этого католики не проводили подобных ходов в черте города и с большим размахом. В ходе последующих столкновений пострадало множество жителей, а католические флаги и реликвии были конфискованы. Архиепископ Аугсбургский подал жалобу в императорский надворный совет. После того, как в апреле 1607 года столкновения повторились, надворный совет с одобрения императора Рудольфа II объявил имперскую опалу в отношении города Донаувёрта. По имперской конституции за претворение данного решения в жизнь должен был отвечать курфюрст Вюртембергский, однако поскольку тот был лютеранином, император поручил это католику Максимилиану Баварскому. Захватив город в 1608 году, Максимилиан выставил его жителям огромный счёт на компенсацию своих военных издержек. После того как те не смогли выплатить его, Максимилиан фактически присоединил город к Баварии и в рамках принципа cujus regio, ejus religio запретил там протестантизм[26][27].
Для организованного отпора растущему давлению католиков протестантские князья на юге и западе Германии объединились в 1608 году в Евангелическую унию[16][28]. В ответ католики объединились через год в Католическую лигу[29]. Оба союза легко нашли сочувствующих за пределами Священной Римской империи[29]. В этих условиях деятельность общеимперских органов — Рейхстага и Судебной палаты — оказалась парализована[30].
В 1617 году обе ветви династии Габсбургов заключили тайное соглашение — договор Оньяте, урегулировавший накопившиеся между ними разногласия. По его условиям Испании были обещаны земли в Эльзасе и Северной Италии, что позволяло окончательно замкнуть Францию в кольцо испанских владений и беспрепятственно перемещать войска из Нидерландов в Италию. Взамен испанский король Филипп III отказался от притязаний на корону империи и согласился поддержать кандидатуру Фердинанда Штирийского[31]. Пожилой император Матвей не имел прямых наследников. В качестве короля Чехии он принудил в 1617 году чешский сейм признать своим наследником племянника Фердинанда, ярого католика, воспитанного иезуитами в ненависти к протестантам. Фердинанд был крайне непопулярен в преимущественно протестантской Чехии, что и послужило поводом к восстанию, переросшему в длительный конфликт[32].
Периоды войны. Противоборствующие стороны[править | править вики-текст]
На территории Священной Римской империи, ставшей основным театром боевых действий, Тридцатилетняя война традиционно делится на четыре периода: чешский, датский, шведский и франко-шведский. Конфликты за пределами Германии принимали форму локальных войн: война Испании с Нидерландами, война за мантуанское наследство,Русско-польская война, Польско-шведская война и др.
К началу войны один из противоборствующих лагерей составляли династические владения Габсбургов в Центральной и Восточной Европе, большинство католических княжеств Германии, Испания, объединённая с Португалией, папский престол, Речь Посполитая. Антигабсбургскую коалицию образовали Франция, Швеция, Дания, протестантские княжества Германии, Чехия, Трансильвания, Венеция, Савойя, Республика Соединённых провинций. В той или иной степени антигабсбургской коалиции оказывали поддержку Англия, Шотландия и Россия. Габсбургский блок являлся более монолитным: дворы Вены и Мадрида поддерживали постоянную связь друг с другом и нередко координировали боевые действия. Испания, получавшая огромные вливания золота и серебра из колоний, оказывала императору финансовую поддержку[33]. В стане их противников существовали крупные противоречия, но все они отступили на задний план перед угрозой общего врага.
Османская империя (традиционный противник Габсбургов) в первой половине XVII-го века была занята войнами с Персией, в которых турки потерпели несколько серьёзных поражений[* 2]. Речь Посполитая не была напрямую затронута Тридцатилетней войной, однако польский король Сигизмунд III в помощь союзным Габсбургам послал элитный отряд наёмников-лисовчиков. В 1619 году они разбили войско трансильванского князя Дьёрдя I Ракоци вбитве при Гуменном, после чего Трансильвания обратилась к османскому султану за военной помощью. Турки вХотинской битве были остановлены армией Речи Посполитой. Последовавший мирный договор не принёс каких-либо изменений границ.
Вестфальский мир[править | править вики-текст]
Основная статья: Вестфальский мир
Несмотря на то, что прелиминарный гамбургский мирный договор 1641 года оговаривал условия и схему проведения мирного конгресса, борьба развернулась уже вокруг вопроса о том, кто имеет право участвовать в его работе. Ключевой вопрос заключался в допуске на конгресс имперских сословий. Император считал, что он является единственным лицом, имеющим право представлять Священную Римскую империю на переговорах. С этим не были согласны протестантские князья и курфюрсты, которых поддержали Франция и Швеция. В итоге после битвы под Янковом им удалось преодолеть сопротивление императора и добиться приглашения субъектов империи[178][179]. В итоге конгресс получился самым представительным совещанием в истории Европы: на нём присутствовали 135 делегатов[180]. До ноября 1645 года переговоры по сути фактически не велись — делегаты обсуждали лишь малозначительные детали его проведения[181]. Лишь приезд нового представителя императора — опытного дипломата, ближайшего друга и советника императора графа Траутмансдорфа[de] — привёл к прогрессу в переговорах[182].
Мирный договор, заключенный 24 октября 1648 года одновременно в Мюнстере и Оснабрюке, вошёл в историю под наименованием Вестфальского. Мюнстерский мир, подписанный ещё 30 января, прекращал восьмидесятилетнюю войну между Испанией и Соединёнными провинциями. Не урегулированным остался лишь конфликт между Испанией и Францией, который продолжался до заключения Пиренейского мира в 1659 году[183].
По условиям мира:
- Габсбурги сохраняли за собой все восточные наследные земли (включая Чехию), однако на западе были вынуждены передать Франции Эльзас;
- Франция получила ландграфства Верхний и Нижний Эльзас,Зундгау[de], Три Епископства, Декаполис и город Брайзах;
- Швеция получила захваченные ей территории на побережье Северного и Балтийского морей: Переднюю (западную) Померанию, Бременское архиепископство[* 7] и епископство Ферден, а также город Висмар, входивший в состав магдебургского архиепископства; к тому же ей полагалась контрибуция в 5 миллионов талеров;
- к Бранденбургу отошли оставшаяся часть Померании —Восточная Померания[de]. Кроме того, в качестве компенсации за Переднюю Померанию, на которую у бранденбургских курфюрстов было право наследования, они получили архиепископство Магдебург, епископства Минден, Хальберштадт и Каммин;
- в качестве компенсации за передачу Висмара герцог Мекленбурга Адольф Фридрих получал епископства Шверин[de] и Ратцебург[de];
- Бавария получила Верхний Пфальц, причём за баварским герцогом закреплялся первый по старшинству курфюршеский титул;
- Саксония получила Лузацию;
- пфальцграф Карл-Людвиг (сын пфальцского курфюрста Фридриха V) получил обратно Нижний Пфальц[de] и специально созданное восьмое звание курфюрста (causa palatina[de]);
- Гессен-Кассель получил созданное из аббатства княжество Херсфельд[de] и часть территории бывшего графства Шаумбург[de], а также более полумиллиона талеров для своей армии[185];
- Соединённые провинции и Швейцарская конфедерация признавались независимыми государствами и выходили из состава Священной Римской империи[186][187][188].
Помимо перераспределения территорий, Вестфальский мир урегулировал глубинные противоречия внутри империи. Кальвинизм был признан равноправной с лютеранством религией, Реституционный эдикт и Пражский мир аннулировались[189]. Подтверждалось право князей выбирать религию в своих владениях, на всей территории империи (за исключением наследственных земель Габсбургов) провозглашался принцип веротерпимости. Границы церковных владений возвращались к состоянию на 1 января 1624 года. Имперские князья получили право заключать союзы между собой и с иностранными государствами — при условии, что эти союзы не будут направлены против императора или империи. Все опальные князья и города амнистировались, снимались наложенные во время войны торговые ограничения и эмбарго, на Рейне вводилось свободное судоходство. При этом устья всех крупных рек, через которые велась торговля, оказались в руках других стран[177][190][191].
В мирном договоре не затрагивался порядок демобилизации и вывода войск. Решение этих вопросов было возложено на начавшийся в апреле 1649 года Нюрнбергский исполнительный конгресс[de].
Последствия
В западной истории Тридцатилетняя война осталась одним из самых тяжёлых европейских конфликтов до мировых войн XX века. Общие потери по разным оценкам колебались от 5 до 8 миллионов человек[* 8]. Многие регионы потерявшей от 20 до 45 % своего населения Священной Римской империи были опустошены и долгое время оставались безлюдными. На территории Германии от войны, голода и эпидемий погибло около 40 % сельского населения и около трети городского. Распределение потерь было неравномерным. Особенно сильно пострадали регионы, где проходили или останавливались армии. В затронутых войной областях Мекленбурга, Померании, Пфальца, в частях Вюртемберга и Тюрингии убыль населения значительно превышала 50 %, а местами — и 70 %. В то же время население северо-запада и юго-востока значительно меньше пострадало от последствий боевых действий[192][193]. На Вестфальском конгрессе шведов обвиняли в том, что они уничтожили почти две тысячи замков, восемнадцать тысяч деревень и более полутора тысяч городов, сожгли и разрушили практически все металлургические и литейные заводы и рудные копи[194].
В армиях противоборствующих сторон свирепствовали эпидемии — неизменные спутники войны. Постоянные перемещения солдат, а также бегство мирного населения приводили к тому, что болезни распространялись далеко от очагов заболевания. Информация о многочисленных эпидемиях сохранилась в приходских книгах и налоговых отчётах. Вначале эта проблема проявлялась локально, но когда датская и имперская армии встретились в Саксонии и Тюрингии в 1625—1626 годах, количество заболевших стало быстро расти. Местные хроники упоминают о так называемой «венгерской болезни» и «главной болезни», которые идентифицируются как сыпной тиф. После столкновений Франции и Габсбургов в Италии север Апеннинского полуострова охватила бубонная чума. Во время осады Нюрнберга армии обеих сторон поразила цинга и сыпной тиф. В последние десятилетия войны Германия была охвачена постоянными вспышками дизентерии и сыпного тифа[195][193].
Война не привела к краху Габсбургов, но изменила расстановку сил в Европе. Гегемония перешла к Франции. Упадок Испании стал очевиден. Швеция достигла цели превращения Балтики в «шведское озеро» и вступила в полувековой период великодержавия, продлившийся до конца Северной войны. Свыше 300 мелких германских государств получили фактический суверенитет при номинальном подчинении власти императора. Эта ситуация сохранялась вплоть до роспуска Священной Римской империи и проведения медиатизации в 1806 году.
Приверженцы крупнейших течений христианства на территории Священной Римской империи (католицизма, лютеранства и кальвинизма) обрели в ней равные права. Итогом Тридцатилетней войны стало резкое ослабление влияния религиозных факторов на жизнь государств Европы. Их внешняя политика стала основываться на экономических, династических и геополитических интересах.
Основные принципы вестфальской системы международных отношений, описанной в мирном договоре — взаимное признание государствами национального государственного суверенитета друг друга, равноправие государств между собой и принцип нерушимости границ — применяются и по сей день[196].