Русская философия зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси на волне христианизации страны.
Первый этап ее развития – 11-17 века. Тогда шел процесс формирования русской философии и обретение ею национального характера. Вопросы философского характера раскрывались в летописях.
Второй этап: в начале 18 века вместе с реформами Петра I в Россию приходит наука, привезенная из Европы. Она способствовала появлению философии. Идейное обоснование реформ Петра 1 сделали Татищев, Прокопович, Кантемир. В первой половине 18 века – тяготение к немецкой философии, во времена правления Екатерины II – к французской культуре русская философия была именно и только европейской.
Третий этап: начинается с победы над Наполеоном. В первой половине 19 века появляется русский язык (Пушкин), русская музыка (Глинка), русская философия (Чаадаев, поднимает тему исторической судьбы России). Проблема места России в мире поднималась в 20-40гг западниками и славянофилами; 50-60гг – Достоевским (почвенники); 70гг- народничество; 90гг-социал-демократы и другие революционные движения.
Четвертый этап: с 20гг 20 века. Появляются 2 линии русской философии: эммиграционная и советская. В СССР возрождается фне идеология, а именно философия. Это связано с многочисленными солдатами, офицерами, пережившими войну. Новый подъем русской философии связан с патриотизмом, возникшим после победы над нацистской Германией. На данный момент подъем русской философии связан с общим подъемом европейской философии. Этап марксистской философии закончился вместе с перестройкой.
Характерные черты русской философии:
-
На формирование и развитие русской философии оказали огромное влияние такие факторы, как православная религия, острота социального вопроса в стране, особенности расположения страны в мире. В ее содержании имеют место три идейных потока: 1. Историософский, 2. Религиозный, 3. Нравственный.
-
Философия сливается с религией, прежде всего с православием.
-
Русская философия не имеет античной идеологии. Платон и Аристотель вошли в жизнь р.ф. в 18-19 вв
-
Русская философия антропоцентрична – человек интересует ее в своем социальном бытии => р.ф. историософична (историософическая тематика приобретает характер проблемы исторической судьбы России)
-
Русская философия несистемна (это являлось основным упреком и сомнением в ее существовании)
-
Она тесно связана с другими формами духовной культуры: политикой, моралью (моральная проблематика доминирует среди всех других форм общественного сознания)
Наиболее содержательным периодом русской философии является XIX в. Этот период был «золотым веком» в истории русской духовности, веком классики и универсализма. Этому столетию присущ органический синтез философской мысли и художественного слова.
Начало русской классической философии положило творчество Чаадаева (1794–1856). В его «Философских письмах» с религиозной точки зрения были поставлены вопросы:
— Каковы особенности исторического развития России и Западной Европы?
— Что такое русское национальное самосознание? Философская политика Чаадаева дала толчок расколу в русской философской мысли XIX в. и возникновению в ней двух противоположных течений — славянофильства и западничества.
Славянофилы связывали судьбу России с развитием русского национального сознания и расцветом русской православной религии.
Русская философия
Начальный период становления русской философии — XI–XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Основная черта этого периода — отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения.
Второй период развития русской философии начинается с XVIII в.
Два основных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени:
— процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого;
— секуляризация общественной жизни.
В это время философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были:
— М.В. Ломоносов;
— А.Н. Радищев;
— Феофан Прокопович;
— В.Н. Татищев;
— А.Д. Кантемир и др.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) положил начало материалистической традиции. Он выступал с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимал материю только в качестве вещества.
Философия Ломоносова носит секуляризованный, антиклерикальный характер, он довольно резко критикует церковь и невежество попов. Но в то же время он стремится примирить естественно-научное и теологическое объяснение мира и не отвергает Бога-творца.
Александр Николаевич Радищев (1749–1802), как и Ломоносов, хорошо знал западную философию, в том числе и французский материализм.
После публикации знаменитого произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, он становится первым русским философом, который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли.
Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в., который является третьим этапом развития русской философии.
Первым, кто начал самостоятельное философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории.
Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи:
— славянофилы (заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.);
— западники (критиковали церковь и тяготели к материализму).
В конце 60 — начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60–70-е гг. явились почвенники, идея их философии — национальная почва как основа социального и духовного развития России.
Следующий этап (конец XIX — первая половина XX вв.) русской философии связан с возникновением философских систем.
Характерные черты:
— антропоцентризм;
— гуманизм;
— религиозный характер;
— возникновение русского космизма (мистического, теологического).