Период: (+/- III – XV вв.)
Античность и ее философское наследие были востребованы лишь отчасти. На ранних этапах были значимы идеи неоплатоников (в определенной степени и идеи самого Платона), на более зрелых этапах частично использованы идеи Аристотеля (учение о форме и материи, логическое учение). Средневековая европейская философия была неразрывно связана с христианским вероучением, с религиозным монотеистическим мировоззрением. Основным и самым значимым источником для философских размышлений становилось Священное писание.
Средневековую философию отличают следующие особенности:
-
Теоцентризм мировоззрения. Первопричиной всего сущего провозглашался Бог. Соответственно, высшим знанием считалась теология, а философия была призвана обслуживать ее интересы (становилась «служанкой» теологии).
-
Одним из основополагающих принципов средневековой философии был принцип креационизма (от лат. Creatio – создание), согласно которому вселенная сотворена Богом.
-
В основу мирового порядка был положен принцип провиденциализма (от лат. Providentia – провидение, Божий промысел) – миром управляет божественное провидение.
-
Основным способом познания мира был признан мистический: познание через Божественное откровение.
В философии средневековья можно выделить три периода:
-
Апологетика (приблизительно II – III вв.)
Апологеты создавали сочинения, в которых защищали христиан от необоснованных обвинений, отстаивали преимущество монотеизма перед политеизмом, утверждали креационистскую модель мира. Высказывались на тему соотношения разума и веры, философии и богословия. Рассуждали о некоторых богословских вопросах.
Апологеты:
-
Греческие: Иустин Мученник, Феофил Антиохийский, Татиан. Александрийская катехизисная школа и ее представители: Ориген, Климент Александрийский.
-
Западные: Минуций Феликс, Тертуллиан.
313 г. – Миланский эдикт императора Константина Великого, согласно которому христианство было признано свободной религией.
-
Патристика (IV – VIII вв.)
Патристика (от лат. Pater – отец) – система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства. К числу наиболее известных деятелей патристики относятся Климент Александрийский, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст.