-
Школа эпикурейцев.
Эпикуреизм – учение и образ жизни, исходившие из идей Эпикура и его последователей, отдававшим предпочтение материальным радостям жизни. В учении о душе Эпикур отстаивал материалистические взгляды.
Согласно Эпикуру, цель жизни человека – это счастье (атараксия).
Атараксия – невозмутимость, душевный покой, отсутствие душевного и телесного страдания.
Чтобы достичь атараксии, необходимо избавиться от суетных желаний и страхов, особенно страха смерти и страха перед богами. Страх перед богами Эпикур предлагал преодолеть при помощи своего учения о богах. По мнению Эпикура, боги бессмертны и блаженны, они совершенно не вмешиваются в дела людей, поэтому бояться их и поклоняться им бессмысленно. Смерти тоже бессмысленно бояться, поскольку пока мы есть – ее нет, а когда она есть – нас уже нет. Эпикур был последователем атомистов, по его мнению, миры бесчисленны, они состоят из атомов и пустоты.
-
Школа стоиков.
В конце IV в. до н.э. в Греции сформировался стоицизм, который в эллинистическом, а позднее и в римском обществе стал одним из самых распространенных философских течений. Главными представителями стоической школы были Зенон и Хриссипп. Стоики характеризовали философию как «упражнение в мудрости». Орудием философии, ее основной частью они считали логику. Она учит обращаться с понятиями, образовывать суждения и умозаключения. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику, которые являются, по мнению стоиков, важными частями стоической философии.
В онтологии стоики признавали два основных принципа: материальный принцип (материал), который считался ими основой, и духовный принцип – логос (бог), проникающий через всю материю и образующий конкретные единичные вещи.
Стоическая этика отводила внимание от внешнего мира, от общества и обращала его к внутреннему миру человека. Лишь внутри себя человек может найти главную и единственную опору. Поэтому стоицизм вновь ожил в период кризиса Римской республики и затем в период начинающегося распада римской империи.
-
Школа скептиков.
В конце IV в до н.э. формируется еще одно направление – скептицизм. Основатель этого философского направления Пиррон. Скептицизм определялся не сомнениями в эффективности методов философского познания, а отказом от возможности дойти до истины. Скептики, таким образом, не только обратили внимание на сложность развития познания, но и сформулировали первые постулаты агностицизма – гипотезы о принципиальной непознаваемости мира.