пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

13. Зарождение и развитие идей свободного воспитания в Западной Европе и России.

Жан – Жак Руссо. В непосредственной связи с естественным воспитанием Руссо поставил и свободное воспитание. Первое из естественных прав человека, заявил он, – свобода.

Руссо выступал против схоластической школы с ее зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями и подавлением личности ребенка. Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами.

Лев Николаевич Толстой. Толстой сформулировал такое правило: «критерием педагогики – свобода», что послужило основанием к обвинению его в подражании Руссо и пропаганде идей «свободного воспитания».

По мнению Толстого, дети по своей природе стоят ближе к идеалу совершенства, чем взрослые, сформировавшиеся в условиях несправедливого и далекого от идеала общества. Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра. Очень важно отметить, что настойчивое требование Толстого о свободном воспитании было формой его протеста против царской официальной педагогики и казенной школы.

В статье "О свободном возникновении и развитии школ в народе" писатель доказывал, что отсутствие насилия при организации народного образования и есть тот путь, идя которым "дело народного образования найдет себе в народе не врага, а помощника и... безостановочно поведет общество к вечной цели совершенствования".

Гуманное отношение к ребенку - вот основной принцип свободного воспитания по Толстому. Свободное образование он рассматривал как предоставление народу, родителям определять, чему учить их детей в школах.

Константин Николаевич Вентцель. Сочинения Вентцеля «Освобождение ребенка», «Этика и педагогика творческой личности» и др. были проникнуты стремлением развивать творчество и самодеятельность детей, найти новые пути воспитания, отличные от тех, которые признавала официальная педагогика.
По словам  Вентцеля, все воспитание в существующих школах сводилось к дрессировке, насквозь было пропитано догматизмом и духом принуждения. Школа была оторвана  от красочной, многообразной жизни.

Протестуя против старой школы, Вентцель, таким образом, отрицает всякую школьную организацию. Его стремление развить творчество и инициативу воспитанников переходит в идеализацию детей и переоценку их опыта. Теория «свободного воспитания» сыграла благодаря присущему ей протесту против реакционной школьной политики царизма некоторую положительную роль, но принципиально неверным было в этой теории отрицание революционной борьбы, проповедь сотрудничества классов, признание необходимости новой религии, крайняя идеализация ребенка, отрицание систематических знаний.

В начале ХХ в. в мировой педагогике активно распространяются идеи свободного воспитания и развития личности ребенка. Много сделала для их разработки и популяризации итальянская учительница М. Монтессори (1870—1952). В книге «Метод

научной педагогики» она утверждает, что нужно максимально использовать возможности детского возраста, они позволяют достичь значительно большего в развитии ребенка. В целом педагогика МОНТЕССОРИ исходит из принципа природосообразности и идеи свободного воспитания. По своей природе ребенок активное существо и, утверждает она, способен без воздействия извне к самостоятельному развитию в том числе и обучению. Задача воспитателя лишь в том, чтобы обеспечить ребенка «пищей», необходимой для его саморазвития, создавать для этого соответствующую среду.

Современные ученые, развивая идеи свободного воспитания, подчеркивают гуманистический потенциал таких воспитательных факторов, как природа, культура, общество. Центром этой триады является свободная личность. Все объективные механизмы воспитания потеряют результативность при отсутствии внутренней работы, напряженных духовных исканий самого человека.

Он – не орудие, а инициатор и творец процесса собственного воспитания. По словам В.В. Серикова, личностно-ориентированное воспитание направлено на выработку у подрастающего поколения умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Это – поиск личностью способов построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе, что сопряжено с ответами на вопросы: кто я? Как я живу? Зачем так поступаю? Чего хочу от жизни, от себя, от других людей? Связь данных вопросов с толстовскими свидетельствует о преемственности идей и усвоении классических традиций педагогики.

 


15.06.2015; 03:23
хиты: 107
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь