Понятие “игровые педагогические технологии” включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются своей четкой учебно-познавательной направленностью.
Обучающие игры выполняют три основные функции:
- Инструментальная функция состоит в формировании у студентов определенных навыков и умений;
- Гностическая функция предусматривает формирование знаний и целенаправленное развитие мышления учащихся;
- Социально-психологическая функция направлена прежде всего на развитие коммуникативных навыков.
Во всех случаях использование игровых педагогических технологий в обучении выполняет познавательную, исследовательскую и воспитательную функции, а также функцию контроля
Первый этап состоит в создании деловой атмосферы. На данном этапе определяются цели, содержание и основная задача игры, осуществляется необходимая психолого-педагогическая подготовка учащихся;
Второй этап заключается собственно в организации игрового процесса, включающей инструктаж-разъяснение правил и условий игры ее участникам и распределение среди них ролей;
Третий этап состоит в проведении игры, в результате которой должна быть успешно решена поставленная перед ее участниками учебная практическая задача;
Четвертый этап должен быть посвящен подведению итогов. Он содержит анализ хода игры и ее результатов как самими участниками игры, так и экспертом, в роли которого выступает преподаватель.
В обучающих играх используется не только игровой метод как таковой. В процессе игры можно широко применять групповые и индивидуальные виды работы, проводить совместное обсуждение ситуации, осуществлять тестирование и опрос участников, создавать новые нестандартные ролевые ситуации, Иными словами, игра органично сочетает и позволяет использовать различные методы обучения и диагностирования, в том числе анкетирование, социометрию, “мозговой штурм” и другие.
Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр, можно выделить следующие их разновидности:
Имитационные игры используются в профессиональном обучении при формировании определенных производственных навыков. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность;
Сюжетно-ролевые игры предназначены для формирования навыков анализа сложных ситуаций и поиска путей их разрешения. В их основе лежит конкретная ситуация – жизненная, деловая или иная. Игра в этом случае напоминает театральную постановку, где каждый участник выполняет (как бы играет) определенную роль. В этих играх отрабатываются тактика поведения, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Эти игры носят творческий характер. Их сюжет представляет собой форму интеллектуальной деятельности, поэтому в данном случае большое значение имеет предварительная подготовка участников и тщательная разработка сценария игры.
Операционные игры помогают студентам отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики выполнения курсового проекта и написания пояснительной записки к нему, решения некоторых практических задач. В операционных играх часто моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные;
Инновационные игры играют важную роль в формировании у студентов умения ориентироваться в сложной обстановке. Их основное отличие от других видов игровых технологий состоит в гибкой подвижной структуре. Иными словами, игра может проводиться в нескольких различных обучающе-развивающих “пространствах” – например, с анализом конкретных проблемных ситуаций и применением специальных компьютерных программ. Инновационные игры направлены на получение качественно нового знания с использованием новейших педагогических и информационных технологий.
Организационно-деятельностные игры способствут формированию у студентов умений и навыков работы в команде. Обычно акцент в них делается на диагностике игровой ситуации и обосновании выбора возможных вариантов рационального решения проблемы. С точки зрения методов здесь больше внимания уделяется организации диалога, деловому общению участников игры и другим формам групповой работы.