пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

45.Философское понятие смысла жизни.

Рассматривая вопрос о смысле человеческого существования, можно сказать, что в различные эпохи он был одним из самых насущных. Действительно, каждый человек в какой-то момент своей жизни задается философским вопросом: "Для чего жить? Есть ли смысл в жизни вообще?".

Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько.

В философии древней Греции наблюдаются различные решения данного вопроса.

Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон -- в заботах о душе; Аристотель и его последователи -- в доблестной жизни, стремлении стать ответственным гражданином государства; Эпикур -- в избежании неприятностей, достижении покоя и блаженства; Диоген Синопский -- во внутренней свободе, презрении к богатству; стоики -- в жизни, согласной с человеческой природой и покорности судьбе; Пифагор в научном знании совершенного числа души; Метродор в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться и т.д Асмус В. Ф. Античная философия. 3-е изд. М., 2001. C. 147-152..

До XVII века европейская философская мысль базировалась на теологической базе, заложенной Блаженным Августином и Фомой Аквинским. В Учении Августина конечную цель человеческих устремлений составляет блаженство. Оно заключается в познании Бога. Отсюда смысл человеческой жизни «во Христе» в единении с Богом в «царстве Божьем». В современной христианской православной традиции провозглашается: если Бог есть свободная духовная личность, то и человек должен стать таким же. Перед человеком вечно остается возможность становиться все более и более богоподобным. Не переделка мира на началах добра, но взращивание в себе субстанциального добра. Совершенствование человеческой природы внутри природы Божьей оказывается источником радости и свободы.

XVII-XVIII век кроме расцвета науки принес ослабление влияния церкви и христианской этики. Постепенно, как и в античной философии, вновь появляется разнообразие в воззрениях на смысл жизни в различных философских системах. Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963--1966. Т. 2. С. 117., Фейербах -- в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу Фейербах Л. История философии: В 3 т. М., 1967., Маркс и Энгельс -- в борьбе за коммунистические идеалы Маркс К, Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. Т. 3. С. 36--37., Ницше -- в «воле к власти» Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 8--9., английский философ XIX века Милль -- в достижении выгоды, пользы, успеха Милль Дж. Ст. О свободе // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Прогресс-Традиция, 1995. С. 124..

Идеалистические и особенно христианские религиозные учения, позволяют сделать достаточно логичные построения для нахождения смысла человеческого существования. В работах русских философов начала XX века Бердяева, Франка, Соловьева, Трубецкого и др. вопрос о вере в бога становится главным условиям наличия смысла жизни. В то же время в материалистической философии, где человеческая жизнь конечна и за ее порогом ничего нет, само существование условия для решения этого вопроса становится затруднительным и в полный рост встают сложно разрешимые этические проблемы.

Особо следует отметить роль экзистенциальной философии, которая берет начало в творчестве Сьерена Кьеркегора. В XX веке Сартр, Камю, Хайдеггер, Ясперс и др. рассматривают «жизнь как бытие к смерти» Замалеев А. Ф. Лекции по истории философии XI--XX вв. СПб., 2001.С. 241-249.. Перед лицом смерти человек способен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных целей и ненужных мелочей. Он начинает иначе смотреть на себя и окружающий мир. Таким образом, в экзистенциальной философии анализ проблемы смерти приобретает важное значение для постижения тайн жизни человека, определения ее смысла. Другим важным постулатом экзистенциализма является отрицание универсального смысла, смысл жизни может быть только уникальным, как уникальна человеческая индивидуальность.

Смысл жизни - это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности.

Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Смысл жизни - это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые «ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций)» Фромм Э. Человек - волк или овца?//Философская антропология. Ч. II. - Йошкар-Ола, 1998. - С. 98-99. , считает Э. Фромм. Существование, по Фромму, есть «раскрытие специфических сил организма», т.к. «все организмы имеют врожденное стремление к актуализации заложенных в них возможностей» Там же. С. 100-102.. Исходя из этого, Э. Фромм обозначает цель человеческой жизни, как раскрытие сил и возможностей индивида в соответствии с законами его природы.

Смысл жизни - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других.


11.01.2015; 18:13
хиты: 85
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь