1. В выстраивании своей концепции Гумбольдт опирается на идеи И. Гердера о природе и происхождении языка, о взаимосвязи языка, мышления, духа, развивает идеи И. Гердера о деятельностной, динамической природе языка.
2. Для В. Гумбольдта, как и для Гегеля, дух – первопричина мира, порождающая реальность. Главный, определяющий атрибут духа – деятельность. Сила человеческого духа в своем существе человеку недоступна, она открывается косвенно, через проявления – язык народов, национальную культуру, являя варианты своего воплощения – варианты национального духа.
3. Центральное противопоставление в концепции В. Гумбольдта, раскрывающее природу языка, – противопоставления эргон – энергейя (продукт – деятельность). Язык – это и продукт деятельности поколений говорящих на нем людей, но одновременно с этим не может быть проинтерпретирован как оконченное дело, но деятельность.
4. Антиномия языка и речи. Это два аспекта существования единого языка: язык как совокупность своих порождений отличается от отдельных актов речевой деятельности. Существо языка состоит в самом акте его воспроизведения. Язык нельзя представить навсегда готовым материалом, его нужно представить вечно возрождающимся.
5. Антиномия речи и понимания. Речь и понимание представляют две стороны речевой деятельности, образуемые активностью говорящего и слушающего.
6. Субъективное-объективное. Объективность языка заключается в его самостоятельном бытии, в существе своем он не зависит от отдельных лиц. Однако субъект в речевой деятельности творит язык, воссоздавая его, использует объект, но не может выйти за пределы данного.
7. Коллективное-индивидуальное. Язык есть творение народа, но он равным образом и творение отдельных лиц.
8. Беспредельность - замкнутость. Язык – вечно возрождающийся и порождающий процесс, и в этом смысле он беспределен. Развитие языка осуществляется в рамках предзаданных границ, что отражено в метафоре круга языка как среды этноязыкового существования человека.
9. Потенциальное-наличное. У каждого языка всегда остается часть, которая в нем еще таится и вечно остается затаенной, если он погибает раньше ее развития.