Эволюция философии науки
Предмет философии изменялся со временем поскольку философское знание имеет рефлексивный характер. Оно сосредоточивается на тех идеях, понятиях и переживаниях, которые составляют центр духовной культуры общества в ту или иную историческую эпоху
Античная эпоха VI в. до н.э. - IV в. н.э. Предметом осмысления - природа, люди не отделяли себя от природы. Человек есть микрокосм (маленькое подобие большого космоса).
Средние века, с V по XIV, Центральное занимает религия и философия рефлексирует над содержанием религиозных мировоззренческих доктрин, проблемами сотворения мира, божественного откровения, гармонии веры и разума, цели существования и конца света. Центральной фигурой религиозного мировоззрения является Творец.
Возрождение XV - XVI века - ведущую роль - искусство. Движение гуманистов (лат. человек), внушая всеми средствами искусства уважение к достоинству человека, провозглашая самоценность человеческой жизни. Человек-художник, человек-мастер, человек-творец, человек обладает свободой воли и поэтому сам является хозяином своей судьбы и несёт ответственность за свои прошлые деяния и грядущие последствия (антропоцентризм).
Эпоха Просвещения XVII – XVIII. Бурным развитие науки.
Эпоха классицизма XIX Создаются классические теории в науке, появляются классические литература, живопись, музыка.
Современная эпоха, XX век. Глобализации общественной жизни, многие процессы приобретают общепланетный масштаб. Исключительную роль начинает играть политика, управленческие технологии, формирование общественного мнения, культивирование массовой психологии и идеологии.
ФН - раздел Ф, изучающий понятие, границы и методологию Н (формир со 2й половины XIXв). Тематизация - характеризует краткое изложение содержания речи. Ф-кие Н разнородны. В них выделяются некоторые относительно устойчивые структуры. Напр, в истор естествознания можно выдел 3 общих типа структур, соответственно этапам: классического е (завершение к XIX – н XX в.), формирования не классического е (к XIX – 1ая половина XX в.), неклассического е современного типа. На 1ом эт основной установкой науч зн о природе, была идея абсолютной суверенности познающего разума, раскрывает в явлениях природы их истинную сущность. Считалось, что объективность и предметность зн достигается лишь тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что относится к субъекту, средствам и процедурам его познавательной деятельности. Идеалом познания было построение окончательной, абсолютно истинной картины природы. Главное вним уделялось поиску очевидных, наглядных онтологических принципов. На 2ом эт обнаруживается кризис этих установок и осуществляется переход к новому типу ф-ких основ-й. Этот переход характеризуется отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности картины природы, выработанной на том или ином этапе развития е. Осмысливаются взаимосв м/у онтологическими постулатами Н и характеристиками метода, посредством которого осваивается объект. На 3ем эт, охватывающаяся эпохой НТР, складываются новые структуры ф-ких оснований е. Характеризуются осмыслением истор изменчивости не только онтологии, но и самих идеалов и норм науч познания, видением Н в контексте соц-ых условий ее бытия и ее соц-ых последствий. Т о, Ф в целом обладает определенной избыточностью содержания по отнош к запросам Н каждой историч эпохи. Для Н важно не только сущ-ние в сфере ф-кого зн соответствующей эпохи необходимого спектра идей и принципов, но и возможность путем избирательного заимствования соответствующих категориальных схем, идей и принципов превратить их в свои ф-кие основ. Начавшийся в ходе революции в е XIX – н XX в. переход от классической к не/к Н расширил круг идей, способных стать составной частью ф-кого базиса е. Наряду с онтологическими аспектами ее категорий ключевую роль стали играть гносеологические аспекты, позволяющие решить проблемы относительной истинности науч картин мира, преемственности в смене науч теорий. Ф XX в сформулировала целый ряд новых для Ф проблем (техника и чел, чел и природа, глобальное моделирование). Эти новые проблемы требуют теоретич разрешения, поэтому возникают ряд новых наук. Особен ф-кого зн является его четкая детерминация научным аппаратом современного естествознания (в области анализа психики, мотиваций чел). Эволюция к исследованию проблем сущности и существования чел. Разрабатывает новые области ф-вания, такие как Ф культуры, Ф техники, Ф жизни. Проблема выживания чел-ва. Н - значимый, но не единственный путь познания мира, обеспечивающий чел-ву не только зн, но и соц-ый комфорт и личную безопасность. О коренных пробл бытия Природы, Космоса, Чел-тва и Чел.
Формирование философии науки и отдельных философий наук
Философия науки– это философское направление, исследующее наиболее общие особенности и закономерности научно-познавательной деятельности. Формируется со второй половины XIX в. в связи с необходимостью решения методологических проблем бурного развития науки. Возникновение обусловлено рядом факторов:
- Изменениями в самой философии, появлением в ней новых стратегий исследования;
- Потребностями науки в разработке нового типа ее философско-методологического обоснования.
- Влияние социокультурных факторов
Философия науки ХХ века как конкуренция исследовательских программ
- Позитивизм (Спенсер). Исследование проблемы, связанных с изучением индуктивно-логических и психологических процедур опытного познания. Проблемы, утверждения, понятия, которые не могут быть ни разрешены, ни проверены посредством опыта, позитивизм объявил ложными или лишенными смысла. Отсюда – отрицание познавательной ценности философских исследований и утверждении, что задачи философии являются систематизация и обобщения социально-научного эмпирического знания.
- Неопозитивизм. Исследовании логического аппарата новейшего естествознания (осмысления роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата науки и ее эмпирического базиса). Позитивизм стремится подвергнуть все наличное знание критическому анализу с позиций принципа верификации .
- Постпозитивизм.Изучает вопромы: как возникает новая теория, каковы критерии сравнения и выбора конкурирующих научных теорий.Характерен отказ от противопоставления фактов и теорий, эмпирического знания теоретическому.
- Структурализм. Выявление структуры изучаемых систем и разработкой структурных методов исследования.
- Герменевтика. Проблемы понимания и интерпретации текстов, раскрытия смыслов. Основателем герменевтики Нового времени считают Фридриха Шлейермахера, который заложил основы герменевтики как общей теории интерпретации.Центральным методологическим принципом герменевтики является так называемый герменевтический круг: для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого.
V2
Периоды преднауки - появление элементов научности: доказательность, обоснование, систематизация (еще в 4 в. до н.э.). Первые научные теории - Птолемей (в конце античного периода), Евклид. Основным признаком научности является разделение эмпирической и формальной реальностей. Формальная реальность - научная теория. Эмпирический объект доступен через свои свойства, на основании опыта строится теоретическая модель, которая кладется в основу дальнейших исследований. С 16 века начинается отделение научного материала от ненаучного, эмпирических данных от домыслов. Становление завершается в 18 веке. Дальше начинается "триумфальный процесс развития науки" - производится большое количество открытий. Предмет философии науки - изучение общих закономерностей и тенденций развития научного познания, как особой деятельности по производству научных знаний, рассматриваемых в их историческом развитии и в отношении с исторически развивающимся социально-культурным контекстом. Таким образом, история науки является эмпирической базой философии науки, а философия науки - теорией развития истории науки. Если главная задача науки - поиск истины, то задача философии науки - выяснение, как возможно постижение истины, как оно происходит. В определении основной проблемы философии науки существуют некоторые разночтения. Так, Ф. Франк считает значимым вопрос о том, как мы переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам. К. Поппер утверждает, что центральная проблема философии науки, начиная, по крайней мере, с Реформации, состояла в том: как возможно рассудить, оценить, обосновать далеко идущие притязания конкурирующих теорий? Вместе с тем круг основных проблем философии науки достаточно широк. Все они вытекают из центральной проблемы философии науки — проблемы роста (развития) научного знания. Тематика философии науки развивается по трем основным направлениям: К первому относится круг вопросов, идущих от философии к науке и отталкивающихся от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, то это наследует и философия науки, используя концептуальный аппарат философии, опираясь на наличие определенной мировоззренческой позиции. Ко второму — группа проблем, возникающих внутри самой науки и нуждающихся в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия. Здесь тесно переплетены специфические проблемы познавательной деятельности, конкурирующие модели приращения научного знания, эвристические методы и собственно «философские подсказки» решения парадоксальных проблем. К третьему направлению относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и возможных приложений. История науки убедительно свидетельствует, какую огромную роль играет философия в развитии науки. Особенно заметно радикальное влияние философии в эпоху научных революций.
В XX в. каждое крупное философское направление разрабатывало проблематику философии науки - либо в рамках гносеологической доктрины, либо как составную часть философии культуры или социальной философии. Наиболее значимые результаты были достигнуты в феноменологии (Э. Гуссерль) и герменевтике (Г. Гадамер), в посткритическом рационализме (М. Полани), в поздних вариантах прагматизма (У. Куайн, Р. Рорти), а среди противников сциентизма и критиков науки - в работах П. Фейерабенда и К. Хюбнера, в трудах представителей франкфуртской школы (в особенности Г. Маркузе).