Ф - это зн о мире как едином целом и чел в нем, об отнош-и чел к миру, о путях и способах познания и практическом освоении чел окруж-й действ, о будущем мировоззрения.
Мировоззрение есть совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего нас мира и месте человека в нем.
По своему происхождению мировоззрение индивида может быть сформировавшимся в результате научного образования, либо сформировавшимся стихийно под воздействием социального окружения.
М-кая ф-ция Ф счит одной из важнейших. Проявляется способность Ф выступать основой М, которое представляет собой целостную сист взглядов о мире и закономерностях его сущ-ния, о явл и процессах природы и общ, имеющих знач для поддержания жизни общ и чел. М личности выступает в виде совокуп чувств, зн и убеждений. Особую роль в М чел играют представления о принципах, которые определяют его отнош к миру, общ и самому себе. М по своей форме может быть: мифологическим (основу состав мифы - фантастические повествования о мироустройстве и о месте чел в системе мироздания), религиозным (явл следующим эт развития взглядов люд на мир, всемогущая сила - Бог находится над природой и вне природы. Вера), ф-фским (основывается на результатах познав-ой и практ-ой деятел люд. Важную роль в системе современного ф-кого М играют данные Н, синтезируемые в представлениях о науч картине мира).
Мировоззренческая функция философии
Основные мировоззренческие функции философии:
- гуманистическая,
- социально-аксиологическая,
- культурно-воспитательная
- объяснительно-информационная
Гуманистическая функция - формирование высших мировоззренческих ориентиров в жизни, размышления о жизни и смерти и т.д.
Социально- аксиологическая функция:
- конструктивно-ценностная - разработка представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда; формирование представлений о социальном (общественном) идеале.
- интерпретаторская
- критическая
Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения.
Философ сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами, что приводит к критике этой действительности.
В критике выражается неудовлетворенность субъекта объектом, желание его изменить. Критическая работа философа - обнаружение и раскрытие противоречий, несоответствия между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое в них вносится новым этапом развития мировой истории.
Культурно-воспитательная функция - формирование важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Способность выходить за узкие рамки обыденного мышления, устранение "барьеров коммуникации", порождаемых узостью специализации.
Объяснительно - информационная функция - разработка
мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека.
Философия представляет собой не все мировоззрение, а "лишь" его ядро, поскольку в формировании мировоззрения участвуют все отрасли знания(учебные дисциплины). Также мировоззрение может меняться под действием религии, искусства и идеологии.
Методологическая ф-ция Ф (Логико-м-кая ф-я. Выявление и анализ основных понятий, на которых строятся чел-кое размышление, отнош к миру и чел). М-гия - учение о принципах, методах познания и преобразования мира. В каждой Н используются свои методы познания. Ф изучает различные формы и методы познания: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, гипотезу и теорию, наблюдение и эксперимент,. М-кая ф-ция заключ в обоснов необходимости общих принципов и методов познания мира, в обосновании учета общих принципов самоорганизации и развития мира при изучении любых частных объектов познания. М-кие ф-ции Ф выражают назначение Ф как общеметодологического основания Н: Эвристическая ф-ция: предполагает содействие росту науч зн, создание предпосылок для науч открытий, что приводит к рождению нового зн, имеющего вид прогноза. Координирующая ф-ция: предполаг координацию методов исслед-я в процессе науч поиска. Интегрирующая ф-ция: предполаг осуществление объединяющей роли ф-го зн, определение и устранение дезинтегрирующих факторов, выявление недостающих звеньев науч зн. Логико-гносеологическая ф-ция: предполаг разработку самого ф-го метода, его нормативных принципов; также обоснование понятийных и теоретических структур науч познания.
Наряду с мировоззренческой функцией и в неразрывной связи с ней социальная философия выполняет методологическую функцию. Философский метод есть система наиболее общих принципов подхода к теоретическому исследованию действительности. В истории философии прослеживаются два основных философских метода - диалектика и метафизика.
1) Диалектика - универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем нас мире, метафизика - связи случайные, возводя в абсолют автономность, самостоятельность вещи.
2) Диалектика - принцип развития, качественных изменений явлений и процессов, метафизика - все изменения в мире только к количественны.
3) Диалектика - внутренняя противоречивость, закономерно присущей любому явлению или процессу, метафизика - противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не объективной действительности.
4) Диалектика - борьба внутренне присущих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития, метафизика - переносит этот источник вне исследуемого предмета.
Сначала была диалектика и рассуждения, потом стали все явления описывать и появилась метафизика, а когда все описали снова нужно стало классифицировать, систематизировать и сравнивать, диалектика вернулась.
Философия и идеология
Любая богатая интеллектуально идеология опирается на философскую концепцию. Если подходящая философия отсутствовала, идеологии нередко сами создавали ее. Подобным образом формировалась идеология французского Просвещения, философский фундамент заложили Вольтер, Руссо. В обосновании идеологии немецкого Просвещения роль сыграли философы Лессинг, Гёте, Шиллер. Философской основой марксистской идеологии стал созданный Марксом и Энгельсом диалектический и исторический материализм, получивший дальнейшее развитие в трудах Плеханова, Ленина
Переплетение идеологии и философии. Философия есть форма духовной деятельности, направленной на постановку и решение мировоззренческих проблем, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и место в нем человека. Если в центре внимания философии - выявление возможностей и обязанностей человека, то идеология имеет дело не столько с человеком вообще, сколько с частным человеком, занимающим место в конкретном социуме. Выдвигая определенное понимание "включенности" человека в мир, системы духовных ценностей, определяющих социальную и личностную программу человеческой жизнедеятельности, философия тем самым вооружает идеологию инструментами, которые помогают ей решать сходные проблемы применительно к условиям бытия и интересам конкретной человеческой общности: социальной группы, этноса, народа, общества. Философия помогает идеологии избежать аутизма, замкнутости человека, социальной группы на собственные интересы, которые неизбежно приобретают самодовлеющее значение, если рассматриваются вне общего понимания сущности человека.