- Немецкий театр между двумя мировыми войнами
ТЕТРАДЬ!КОНЕЦ ВТОРОГО КУРСА.
Германия перестает быть монархией. 20е годы процветание (получают поддержку от США)- эпохо джаза. Пышно расцветает коммерческий театр. Пампезные театры- Брехт их называет «гипсовые спектакли». В 20е годы еще работает Рейгранд. Он режик аполитичный. Для него театр убежище от повседневных забот. В результате его популярность уменьшается. Стремится к социально активному театру. Уезжает в Зальцбург и организует первый в Европе театральный фестиваль. Последний спектакль «перед заходом солнца». 1932 год защищает человека культуры. Последние годы проводит в Америке.
Избирается путь Авангардного театра. Авангард построен на отрицании предшествующейткульторной традиции- это классич или аристотелевсткое.
не приемлемо: коммерческий театра, академическая традиция, говорить о жизни в формах самой жизни. Отрицает натурализм и жизнеподобие и реализм. Авангард- искусство условности в резких критических формах.Классич.традиции предлагают первенство слова.ю драматургии. Авангард эе считает,что искусство самоценно, главное игра и импровиз актера. Авангард выражается в 3х направлениях: футуризм (Италия), сюрреализм (Франция), Экспрессионизм (Германия). Экспрессионизм- соц полит заостренное. Первые ступени авангарда- символизм. Родился еще до первой мировой войны, 20е годы последний расцвет. Это соц протест,бунт. Мир уродливый, искажающий природу человка. Подтверждение- войны., но и мир подавляет человека. Настроение отчаяния. Человек по природе добр и надежда основывается на изначальное добро.человека. нужно самовоспитываться, развивать добро. Особенности: театр повышенной эмоциональности (театр крика),вызов в зале эмоциональное напряжение,ошеломление, взрыв, задача воздействовать на разум не ставится; герои не индивидуализируются и не дается имя собственное, страдают от несовершенного мира и вступают в борьбу; отсутствует единый сюжет, делится на эпизоды, динамика, принцип монтажа эпизодов; используется гротеск, как заострение форм; актер должен обладать повышенной эмоциональностью,не бытовые жесты, заострение пластических форм, марионетка,разрушение 4ой стены,; сценография передает искажение современного мира(любит наклонные плоскости, разные высоты площадки); любят световые эфеекты, направляют в зрительный зал, сосредоточить внимание в точках.
Леопольд Йесиерд и Эрвин Пискатор – представители этого направление почитайте в тетраде первая лекция!!
Театр Германии разнообразен. В 1933 году приходит Гитлер и картина меняется. Все режики уезжают. Новая власть не принимает авангардное исскуство. Экспрессионизм официально запрещен- дегенеративное искусство, болезненное. Начинают пообщрять другие типы искусства:
- устанавливается цензура
- должен воспитываться патриотический дух, героическая стойкость. Психилогические изыскания вредны. Формируется пафосный театр. Все работает на войну!
1917 – 1945 годы являются самым драматическим периодом в истории Германии. В этот период произошли две мировые войны, начатые самой Германией и закончившиеся полным ее разгромом. Кроме этого, в стране активизировались революционно настроенные народные массы, произошел крах кайзеровской империи и созданной в 1919 году Веймарской республики. С этим временем связан приход к власти Гитлера, расцвет и закат нацизма.
В первой половине XX века немецкий театр во многом развивался в эстетике экспрессионизма.
Экспрессионизм оформился между двумя мировыми войнами.
Одна из философских основ экспрессионизма – труд О.Шпенглера «Закат Европы».
Противопоставление цивилизации и культуры: в основе каждой культуры лежит душа, а все живое рождается, чтобы реализовать свои душевные силы, которые затем угасают и уходят в небытие. Смерть культуры = исчерпание её души = наступление цивилизации. «Цивилизация есть неизбежная судьба культуры».
Художественный мир экспрессионизма – замкнутая система, существующая по законам, определяемым художником, а не жизнью.
- Мир воспринимается как хаос.
- Хаосу реальности и истории, невозможности раскрыть смысл человеческого существования противопоставляется личность художника.
- Неприятие мира, его разбалансированность.
- «Драма крика» (крик как наиболее сильное выражение человеческого чувства; преображение реальности под воздействием крика).
- Предчувствие второй мировой войны и опыт первой мировой упраздняют «объективную» точку зрения и «общую истину». Какая может быть истина, когда в мире творится такое?
- Мир потерпел катастрофу и человек остался один на развалинах.
- «Бог умер»? (Ницше). Ослеп, оглох, утратил интерес к людям? Или – что еще отчаяннее – карает без вины, исходя из своей изначальной злобной природы.
- Резко заявлена тема противопоставления личности/индивидуальности и толпы/массы.
- Деперсонализация и героя, и массы («Человек масс» Э.Тойлер)
- Невостребованность человека жизнью и временем («потерянное поколение»)
- Травматизм сознания и внутренняя патология.
- Невозможность вернуться в довоенное сознание.
- Униженность и подавленность на последней стадии, механизм подавления (солдат №…; узник №…).
- Неизменность характера обывателя и «маленького человека».
«Литература руин». «Группа 47».
Тема духовной пустоты.
Борхерт «На улице перед дверью».
Воплощение идеи «Потерянности».
Возвращение с войны, лишение надежд и чувство вины.
К 1960-ым – новое поколение, поколение детей жертв и палачей.
Основная функция героя – достичь истины.
Жанр документальной драмы – важнейшие проблемы современного общества.
Волна постановок новых вариантов классики.
Активное переосмысление, интерпретации, осовременивание.
Мощные студенческие движения.
Уличные представления, хэппенинги, спектакли-акции.
Главная цель – привлечь публику к актуальным проблемам, вовлечь зрителя в ход действия, сделать его активным участником.
Бертольд Брехт (1898-1956)
Поэт, мыслитель, драматург.
Создатель теории «Эпического театра».
Родился в преуспевающей буржуазной семье (отец – директор крупной бумажной фабрики).
Окончив гимназию, поступил на медицинский факультет Мюнхенского университета, но вскоре был мобилизован и отправлен в прифронтовой госпиталь первой мировой войны санитаром (эпицентр неблагополучия, физического и душевного – суровая критика существующих устоев). Избран членом солдатского совета.
Решительный разрыв с семьей, сближение с представителями партий левых движений.
1918г. – Саркастическая баллада «Легенда о мертвом солдате», решенная в эстетике политического кабаре (выкопав солдата из могилы, его признали годным к боевой службе и вновь отправили воевать).
1922г. – первая пьеса «Ваал».
Среди людей буржуазного круга Ваал (финикийское божество, черты А.Рембо) – свободный человек; скиталец, презирающий законы цивилизации; большой талант, агрессивный по отношению к человечеству.
1922г. – высшая литературная премия им.Клейста за пьесу «Барабаны в ночи».
(солдат, возвращаясь после 4 лет, проведенных на фронте, попадает на свадьбу невесты. Стать анархистом, революционером или собственником? С цинизмом выбрал «семейный очаг и двуспальную кровать»).
1928г. – женился на актрисе Елене Вайгель
«Трехгрошовая опера».
Организация преступного мира как мира буржуа.
Подлецы – харизматичны и притягательны.
Провокационность.
Цикличность жизни, повторяемость.
Мораль представлена как антимораль.
В безнравственном обществе развивается инстинкт приспособляемости, который заставляет забыть о морали.
Нравственность предопределена материальными предпосылками.
Нельзя предъявлять человеку непомерные нравственные требования, не создав для каждого сносные условия существования.
Приход Гитлера к власти – эмиграция.
СССР, Дания, Швеция, Финляндия, США, Швейцария, Австрия…
15 лет изгнания.
1948г. – вернулся на родину.
1949г. – создал театр «Берлинер Ансамбль» (существует и сегодня).
«Свой жизненный опыт мы получаем в условиях катастроф. На материале катастроф нам приходится познавать способ, каким функционирует наша общественная жизнь. Размышления должны раскрыть внутреннюю суть кризисов, депрессий, революций и войн. Уже при чтении газет (но также и счетов, извещений об увольнении, мобилизационных повесток и так далее) мы чувствуем, что кто-то что-то сделал, дабы произошла явная катастрофа. Что же и кто сделал? За событиями, о которых нам сообщают, мы предполагаем другие события, о которых нам не сообщается. Они и есть подлинные события».
Спектакль «Антигона» с Еленой Вайгель (1948).
Собственная переработка античного оригинала.
Кажется, будто не страж ведет Антигону, а она его (а ведь Антигона идёт на смерть!). Речь шла не о детском неведении смерти, а о страхе смерти и преодоления этого страха.
«Вайгель ни разу не играла в этой сцене привычных для традиционного психологического театра непосредственных проявлений скорби, смятения, отчаяния, гнева… Актриса играла, вернее, показывала зрителям, этот эпизод как давно свершившийся факт, оставшийся в её – Елены Вайгель – памяти светлым воспоминанием о героическом и бескомпромиссном поступке юной Антигоны».
Позиция: Я, Вайгель, показываю Антигону. Над Антигоной возвышается личность актрисы. Поступки Антигоны пропускались актрисой сквозь собственный опыт: её героиней руководил не эмоциональный порыв, а мудрость, обретенная суровым жизненным опытом. Не данное богами предвиденье, а личностная убежденность.
Спектакль "Мамаша Кураж и ее дети"
В подзаголовке - хроники тридцатилетней войны 17 века, но речь идет о ситуации войны в принципе. Пьеса-предостережение.
- Удаленность воображаемых событий во времени и пространстве позволяет автору выйти на уровень больших обобщений.
- Все зло - в социальном устройстве и равнодушии.
- Попытка заглянуть в социальные корни явлений.
- В начале пути – влияние экспрессионистов.
- Суть новаторских поисков – не столько исследовать внутренний мир человека, сколько обнаружить его зависимость от механизмов социального угнетения.
- Заимствовал отказ от линейного построения действия и метод монтажа.
- Желание создать такой вид театра (а значит, и драмы, и актерской игры), который бы с предельной обнаженностью выявлял систему механизмов социальной причинности.
- Обличение социальной несправедливости.
- С помощью театра людям можно и нужно открывать глаза на то, как устроен современный мир, насколько несовершенны и губительны для человека все (!!!) социальные системы.
- Постановка вопроса: почему общества с самого момента своего возникновения всегда существовало, руководствуясь принципом эксплуатации человеком человека?
ЭПИЧЕСКИЙ ТЕАТР.
- Конструкция пьесы, которая вызывала бы у зрителя не традиционное сочувственное восприятие событий, а аналитическое отношение к ним. (Брехтовский вариант театра не отвергает ни развлекательности, ни зрелищности, ни эмоциональной заразительности, но не должен сводиться к одному сочувствию).
- Противопоставление буржуазному, аристотелевскому театру.
- Сцена не воплощает определенное событие, а рассказывает о нём (традиционное драматическое действие заменяется повествованием)
- Сцена не вовлекает зрителя в действие, истощая его активность, а ставить зрителя в положение наблюдателя и стимулирует его активность.
- Сцена не сообщает зрителю переживания, а дает ему знания.
- Зритель становится не соучастником происходящих событий, а противопоставляется им.
- Воздействие на зрителя основано не на внушении, а на убеждении.
- Эпический театр включает в себя в совокупности ремесло драматурга, актерскую технику и режиссерскую методику.
- Между персонажем и актером должен быть зазор. Игра – граница, «ничейная полоса».
- Зритель должен все время помнить, что он присутствует на спектакле, а не переноситься в воображаемый мир.
- Иллюзорность разрушается условностью декораций, плакатами, постоянными обращениями исполнителей к зрительному залу.
- Очуждение = остранение.
- Отсутствие катарсиса («Идея катарсиса, порожденная античной драмой, была тесно связана с концепцией роковой предопределенности человеческой судьбы» - театр фаталистический).
Прием ЗОНГОВ:
- Введение в сцену рассказчика, повествующего о предыстории происходящих перед глазами зрителей событий.
- Акцентирование критического отношения к увиденному.
- Роль и актер предстоит перед зрителем в постоянном сопоставлении друг с другом.
- Актер "отходит" от своей роли на столь значимую дистанцию, что становится своего рода зрителем по отношению к ней.
- Актер - прямое общение к зрителям. Не от лица персонажа, а от свидетеля событий...свидетеля, личностная позиция которого совпадает с личностной позицией самого актера.
- Действие разворачивается в "виртуальном" пространстве.