1.Социальная философия как область философского знания, ее основные проблемы. Понятия общества, социального отношения, социальной культуры, социальной системы и др. Понятие информативного общества.
Социальная философия – специфическая форма общественного сознания, выступающая как рефлексивным (научным) познанием общества, так и ценностным знанием (отношением) людей к переживаемой и осмысливаемой ими действительности.
Социальная философия – область философского знания, нацеленного на осмысление общества, состояний и процессов жизнедеятельности людей в обществе, на отображение и оценку общественных процессов с точки зрения всеобщих закономерностей функционирования общества и развития во взаимосвязи всех сторон и отношений жизнедеятельности людей. Социальная философия нацелена на познание общества, но одновременно она выступает и одной из форм общественного сознания – ценностным знанием людей о переживаемой и осмысливаемой ими действительности, в котором социальная философия стремится выстроить систему идеальных интенций (предпочтений и установок) для определения должного развития общества, обосновать определенные идеалы, ценностные установки, цели и задачи общественного развития, выстроить смыслы жизнедеятельности людей.
Социальная философия выступает наукой о наиболее общих закономерностях развития общественной жизни.
Социальная философия вместе с тем обобщает исследования психологии, социологии, других отраслей обществоведения и дает общую картину мира общественной жизни людей. Но не заменяет эти науки, а проводит исследования исторически устойчивой инвариантной сущности общества.
Принципиальным отличием социальной философии от других областей познания и наук является соотнесение ее познания с ценностно-целевыми структурами деятельности людей, а также анализ задач с учетом различных философских систем.
Социальная философия отличается от других разделов философии и гуманитарных наук тем, что исследует всеобщие отношения социального бытия, рассматривая исторически однородную уникальность общественной жизни в качестве одной из подсистем мира, занимающей в нем специфическое место. Социальная философия изучает специфические закономерности проявления общественной жизнедеятельности людей, которые характерны как особые формы бытия в мире. Поэтому социальная философия представляет интегральный взгляд на мир бытия людей в целом.
Социальная философия стремится к знанию о реальных условиях и возможностях существования и развития общества, но представляет функционирование и развитие отдельных социальных сфер и общества в абстрактных формах, которые выражают значения всеобщего и того, что находит многократное подтверждение в исторической практике. В этом смысле социальная философия постоянно решает (как бы) заново вопросы социального бытия людей, всегда присутствующие в отношениях людей, но учитывая историческую практику и все особенности конкретной ситуации, в том числе возникающие новые вопросы.
Изначально социальные исследования в философии всегда выражали оценки действительности своего времени. Платон и Аристотель решали вопросы общежития людей, его оптимизации, предлагали образ идеального государства. Средневековая философия строилась в русле христианского мировоззрения, определяла пути следования Заповедям. Философы Нового времени определяли то, что люди руководствуются собственными выгодами, а объединяясь в общество, обращаются к общественным делам. Утвердилась идея могущества человеческого разума.
Современные социальные философские исследования пытаются понять и объяснить подлинный смысл бытия человека в условиях глобальных противоречивых проблем, но общими являются вопросы о существе общества, формах его бытия, его значении для человека, отношениях людей в нем, осмыслении общей логики общественных процессов, общих принципов осуществления деятельности людей в общественных отношениях, общих закономерностях развития и функционирования общества, их содержательных аспектов, а также вопросы учета истинного и непреходящего в человеческом бытии, объективных и субъективных условий этого и его содержательных аспектов. Поэтому социальная философия не только несет в себе общие черты философского знания, но имеет ряд особенностей, определенных предметом ее исследований, и значимые отличия от истории, культурологи, социологии и других обществоведческих наук.
Объектом познания социальной философии выступает изменяющаяся действительность общественной жизни, человеческое общество и его жизнедеятельность, его многообразные проявления как способ и результат взаимодействия людей друг с другом и с окружающим миром.
Предметом социальной философии является общественное бытие, условия и факторы его развития, процесс жизнедеятельности людей и их собственное отношение к нему.
Одной из важнейших задач социальной философии является исследование и раскрытие причин возникновения и развития общества, общего закона человеческого бытия и его действия в конкретных обществах, движущих сил истории человечества, детерминизма общественных процессов и явлений, определение решающего фактора развития общества (напр., географический, духовный или материальный фактор) или, наоборот, ряда факторов. Важную часть социальной философии составляет социальная критика, критика нравственных пороков людей и несовершенства общества.
Проблема социальной философии в том, чтобы осмыслить: что такое общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем состоит его истинное существо, к чему оно обязывает человека.
Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.
Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.
Общественные отношения можно определить как формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между социальными группами, а также внутри них. Эти отношения — и материальные, и духовные — обладают высокой степенью абстрактности.
И деятельность, и взаимодействие, и общественные отношения направлены, прежде всего, на устойчивое жизнеобеспечение, во всех его многообразных измерениях, т.е. на создание необходимых и достаточных условий и средств функционирования общества и воспроизведения составляющих его людей как родовых существ, а также дальнейшего их развития.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы обусловленных отношениями классов и др. социальных групп, разделением труда, характером институтов социальных (государства идр.). Марксизм-ленинизм выделяет экономич. отношения (структуру) в качестве определяющих другие С. с., подчёркивая важность обратного влияния последних на экономич. С. с. Важнейшее значение в обществе имеет его классовая структура. С. с. населения охватывает также его деление по проф., нац., половозрастным, культурным и др. признакам.
Социальная систе́ма — это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект. Этот объект выступает как единство взаимосвязанных частей (элементов, компонентов, подсистем), взаимодействие которых между собой и с окружающей средой обуславливают его существование, функционирование и развитие как целого. Любая система предполагает наличие внутренней упорядоченности и установление границ, отделяющих ее от других объектов.
Структура – обеспечивает внутренний порядок соединения элементов системы.
Окружающая среда – устанавливает внешние границы системы.
Социальная система — целостное единство, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей, переходя из поколения в поколение.
Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.
В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.
Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.
ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА:
Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.
Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.
Информация же является продуктом деятельности современного человека.
Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.
Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.
Безопасность информационного общества, информации.
Защита интеллектуальной собственности.
Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.
Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.
Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:
все большее влияние на общество средств массовой информации;
информационные технологиимогут разрушить частную жизнь людей и организаций;
существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.
существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми,
занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.