- Характеристика одного из видов познания (художественное, техническое) – по выбору студента.
ПОЗНАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.
образное отображение (иногда интуитивное) новых объектов и ситуаций, новых сторон известных объектов и ситуаций, осуществляемое на основе чувственного восприятия и творческого воображения субъекта. Художественное познание осуществляется в сфере искусства. Научное и художественное познание дополняют друг друга, поскольку используют разные средства и подходы к исследованию и отображению как объективного, так и субъективного. Еще в 1910 г. Хосе Оpтега-и-Гассет писал, что искусство и наука взаимонезаменимы: «Каждое искусство обусловлено необходимостью выразить то, что человечество не смогло и никогда не сможет выразить другими способами17. В искусстве царит чувственное восприятие... В науке и морали владычествует концепция; ее воля закон, она созидает и организует18. Наука - первая ступень на пути разрешения проблемы человека; мораль - вторая ступень. Искусство это попытка добраться до самого сокровенного, тайного... Искусства суть благодарные, чувствительные орудия, с помощью которых человек выражает то, что не может быть выражено никаким другим образом. Там, где научный метод исчерпывает себя, на помощь приходит метод художественный. И если научный метод - в абстрагировании и обобщении, то художественный - в индивидуализации и конкретизации». О взаимодополнении научного и художественного познания очень образно написал А.П. Чехов: «...я подумал, что чутье художника стоит иногда мозгов ученого, что то и другое имеют одни цели, одну природу и что, быть может, со временем, при совершенстве методов, им суждено слиться вместе в гигантскую чудовищную силу, которую трудно теперь и представить себе...».
свойственно искусству; отличается от познания научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию (хотя в психологии это не всегда так), тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его субъективное видение мира, кое чаще всего и составляет Основной интерес в художественном произведении. В противоположность образно-эмоциональному характеру художественного творчества науке свойствен интеллектуализм и рационализм.
Вместе с тем эти различия часто достаточно условны. Многие ученые подчеркивали роль образно-эстетических переживаний в процессе научного творчества. Для наук о человеке искусство часто давало непосредственный импульс научным размышлениям, равно как и наука открывала новые грани для возможностей художественного освоения мира.