пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

7.Философия нового времени: общая характеристика; анализ одного из философских учений заподно-европейской философии 17 век - по выбору студента.

ВОПРОС 7. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, АНАЛИЗ ОДНОГО ИЗ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 17 ВЕКА.

Философия Нового времени, кратко говоря, развивалась в сложный период быстрого подъема техники и становления капиталистического общества. Временные рамки – XVII и XVIII века, но иногда в философию этого периода включают и XIX век.

Рассматривая философию Нового времени, кратко изложенную, следует отметить, что в этот период жили самые авторитетные философы, во многом определившие развитие этой науки сегодня.

Великие философы Нового времени

Один из них – Иммануил Кант, которого называют родоначальником немецкой философии. По его мнению, главная задача философии – дать человечеству ответы на четыре основных вопроса: что такое человек, что он должен делать, знать, и на что надеяться.

Френсис Бэкон – создал методологию экспериментального естествознания. Он одним из первых указал на значение опыта в вопросе постижения истины. Философия в понимании Бэкона, должна носить практический характер.

Рене Декарт – отправной точкой исследования считал разум, а опыт для него был лишь инструментом, который должен или подтвердить, или опровергнуть выводы разума. Он первым пришел к идее эволюции живого мира.

Два философских направления Нового времени

Великие умы философии XVII и XVIII веков разделились на две группы: рационалистов и эмпиристов.

Рационализм представляли Рене Декарт, Готфрид Лейбниц и Бенедикт Спиноза. Во главу всего они ставили человеческий разум и считали, что только из опыта знание получить невозможно. Они придерживались точки зрения, что разум изначально содержит все необходимые знания и истины. Нужны только логические правила, чтобы извлечь их. Основным методом философии они считали дедукцию. Однако сами рационалисты не могли ответить на вопрос – почему возникают ошибки в познании, если по их утверждению, все знания уже содержаться в уме.

Представителями эмпиризма были Френсис Бэкон, Томас Гоббс и Джон Локк. Для них главный источник познания – это опыт и ощущения человека, а основной метод философии – индуктивный. Надо отметить, что сторонники этих разных направлений философии Нового времени не были в жесткой конфронтации и соглашались со значительной ролью и опыта, и разума в познании.

Кроме основных философских течений того времени, рационализма и эмпиризма, существовал еще агностицизм, который отрицал любую возможность познания мира человеком. Его самый яркий представитель – Дэвид Юм. Он считал, что человек не способен проникнуть вглубь тайн природы и познать ее законы.

Эмпиризм и рационализм Нового времени.

Рационализм и эмпиризм как философские течения Нового времени. Период Нового времени в жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Жизнь рождает новых гениев. Бурно развивается наука, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание. Этот период именуют эпохой научной революции. Наука играет все более значительную роль в жизни общества. При этом главенствующее место в науке занимает механика. Именно в механике видели мыслители ключ к тайнам всего мироздания. Своим развитием философия Нового времени обязана отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознание. Благодаря развитию этих наук принципы научного мышления распространились далеко за пределы отдельных отраслей и собственно философии. Рене Декарт - ставил на первое место разум, сводя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма. Первым вопросом философии для него был вопрос о возможности достоверного знания и определяемая им проблема метода, посредством которого может быть получено это знание. Фрэнсис Бэкон - в отличие от Декарта разрабатывал метод эмпирического, опытного познания природы. Он считал, что достичь этого можно лишь с помощью науки, постигающей истинные причины явлений. Наука эта должна быть рациональной переработкой фактов опыта. Рационализи и эмпиризм занимают различные позиции относительно вопроса об источнике познания. Для эмпирика всё познание происходит из опыта; наблюдение, измерение и эксперимент являются его важнейшими методами. Для рационалиста всё (или, по меньшей мере, некоторое познание о мире происходит из чистого мышления (разума); важнейшими вспомогательными средствами являются интуиция, логика и математика. Спор между этими теоретико-познавательными позициями можно охарактеризовать как классическую проблему философии. По-видимому, причина неразрешимости проблемы состоит в том, что обе позиции в определённом смысле являются правильными, но также и ложными. Рационализм не корректен; ибо ни одно высказывание о мире не может быть доказано как познание независимо от всякого опыта. Но строгий эмпиризм также опровержим: РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis — разумный). – это учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость — логические признаки достоверного знания — не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума: либо из понятий, врожденных уму (теория врожденных идей, Декарта), либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт оказывает известное стимулирующее действие на их появление, но характер безусловной всеобщности и безусловной необходимости им сообщают предшествующие опыту и от него будто не зависящие усмотрения ума или априорные формы.

В этом смысле рационализм противоположен эмпиризму Рационализм возник как попытка объяснить логические особенности истин математики и математического естествознания. Его представители в 17в — Декарт, Спиноза, Лейбниц, в 18 в. — Кант. Фихте. Шеллинг, Гегель. Ограниченность рационализма в отрицании опытного происхождения всеобщности и необходимости. Рационализм абсолютизирует безусловный характер этих логических признаков, не знает диалектики перехода знания от меньшей всеобщности и необходимости ко все большей и безусловной. Ограниченность рационализма была преодолена только марксизмом, рассматривающим познание в единстве с практикой (Познание, Теория и практика). Рационализм имеет многосторонние проявления в различных областях знания. В психологии рационализм на первый план выдвигает интеллектуальные психические функции, сводя, например, волю к разуму (Спиноза); в этике — рациональные мотивы и принципы нравственной деятельности; в эстетике — рациональный (интеллектуальный) характер творчества. Во всех этих случаях рационализм означает веру в разум, в очевидность разумного усмотрения, в силу доказательности. В этом смысле рационализм противостоит иррационализму. В богословии рационализм – это направление, согласно которому приемлемы только те догматы веры, какие ум считает согласными с логикой и с доводами разума. ЭМПИРИЗМ (греч. empeina— опыт) — это учение в теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Идеалистический эмпиризм (Беркли, Юм, Мах, Авенариус, Богданов, современный логический эмпиризм и т. д.) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Французский материализм 18 в.) считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир. Однако основная противоположность между эмпиризмом и рационализмом состоит не в вопросе о происхождении или об источнике знания: некоторые рационалисты согласны с тем, что в уме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущениях. Главный пункт разногласия в том, что эмпиризм выводят всеобщий и необходимый характер знаний не из самого ума, а из опыта. Некоторые эмпирики (напр., Гоббс, Юм) под влиянием рационализма пришли к выводу, что опыт не способен сообщать знанию необходимое и всеобщее значение. Ограниченность эмпиризма состоит в метафизическом преувеличении роли чувственного познания, опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий в познании, в отрицании активной роли и относительной самостоятельности мышления. Эти недостатки были преодолены марксистской философией благодаря рассмотрению всех вопросов теории познания с позиций диалектики, практики (Познание, Теория и практика. Созерцательность).

 

 

 

 

 


15.06.2015; 16:38
хиты: 96
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь