АЛЬФРЕД ЖАРРИ «КОРОЛЬ УБЮ»
Отцом театрального авангарда считается Альфред Жарри (1873–1907), автор пьесы Король Убю, впервые поставленной в 1896 на сцене символистского театра «Творчество» в Париже. Трагифарс о разлагающем действии власти на человека, осуществленный О.Люнье-По в жанре буффонады, произвел грандиозный скандал в обществе и революцию в театре. Парижане, воспитанные на классицизме, были шокированы непристойным слогом и озадачены непривычной формой пьесы. Многие историки театра утверждают, что папаша Убю породил все авангардные театральные течения 20 в.: и сюрреализм, и абсурд, и «театр жестокости». В России эта пьеса практически не ставилась, в 2001 ее осуществил московский театр «Et cetera». Один из важнейших манифестов Жарри назывался
О бесполезности театра для театра.
За реформу театра были все представители авангардных течений, но наиболее полно высказались футуристы ). Их театральные теории оказали влияние на всю последующую европейскую режиссуру 20 в. У итальянского футуризма корни – творчество А.Жарри.
Предметом исследования становится и премьера "Короля Убю" /1896/, противоречивые и острополемические отклики прессы, бурная реакция публики.
Театральная практика Жарри связана с его театральной теорией, изложенной в его переписке с Люнье-По,в авторской экспликации к первой постановке и ряде статей по вопросам театрального искусства: "Вопросы театра","О ненужности театра в театре" и других.
Пьеса "Король Убю" обрела характер литературного манифеста времени, её постановка - манифеста театрального. Драматург писал: "Вы вольны усматривать в месье Убю множество аллюзий,., или просто марионетку, школярскую пародию на профессора, олицетворяющего всё, •что есть гротескного в мире". Наступление Жарри на театральный натурализм было не первым, но самым радикальным и бескомпромиссным. Оно послужило одно'» из отправных точек основных новаций в театральной теории и практике XX века.Он совершил его,отталкиваясь от театральной теории символистов и "теории комического" А.Бергсона.
Жарри рассматривал искусство театра в целом, как общую,, взаимную игру сцены и зала на общих, взаимных условиях, называя его "театром действия" в отличие от "театра-показа". По его теории зритель становится "со-создателем" в своём воображении того, что автор' пытался вложить в свой текст. Эта концепция "соучастия" проявилась позднее и в драматургии абсурда. Жарри писал о различных типах декораций, о взаимоотношении актёра и персонажа, о творчестве драматурга, о критике и публике.
Постановка его пьесы была во всех отношениях экспериментальна и, в сущности, являлась обнародованной лабораторной работой.