Первые христианские символические изображения появляются в живописи римских катакомб и относятся к периоду гонений на христиан в Римской империи. В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга. Смысл символов уже тогда носил богословский характер.
Ранняя Церковь не знала иконы в её современном значении. Начало христианского искусства — живопись катакомб — носит символический характер. Оно склонно изображать не столько божество, сколько функцию божества.
Церковь использовала символы, чтобы понемногу подготовить людей к пониманию Божественных Таин. Язык символов был более приемлем тогда, чем прямой образ.
К древнейшим катакомбным изображениям (II век) относится фигура Христа в виде доброго пастыря, несущего на плечах овечку. Но это не икона, а аллегорическое изображение. Аллегория – выражение идеи при помощи художественного образа. Из-за сходства с изображениями языческих божеств (Гермес, Орфей), образ Доброго Пастыря был безопасным в годы гонений.
Также ко II веку относится появление в катакомбах монограммы соответствующего ей изображения рыбы.
Греческое слово «ихтис», означающее «рыба», также являлось аббревиатурой. Греческое Иисус Христос Теос Иос Сотир переводится на русский как Иисус Христос Божий Сын – Спаситель. Если кто-нибудь молча рисовал на песке изображение рыбы, можно было понять, что это христианин.
_______________________________________________________________________
открывателем катакомбной культуры является В. А. Городцов, который в 1901—1903 годах в процессе исследования курганных древностей Северского Донца обратил свое внимание на погребения в катакомбах — специфическое погребальное сооружение, состоящее из вертикального колодца (входной ямы), дромоса (проход в виде коридора) и погребальной камеры (место погребения). В соответствии с конструктивными особенностями погребального сооружения, выделенная им культура, получила название катакомбной[1]. Позже исследователи обратили своё внимание на неоднородность катакомбных памятников на различных территориях, что способствовало выделению в 50-60-х годах ХХ века ряда локальных вариантов[2][3]. С накоплением археологического материала создались предпосылки для осмысления локальных вариантов в качестве самостоятельных археологических культур единой катакомбной культурно-исторической общности.
Зарождение христианской тайнописи
Первые христианские символические изображения появляются в живописи римских катакомб и относятся к периоду гонений на христиан в Римской империи.В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга, но смысл символов уже отражает формировавшееся христианское богословие.
К древнейшим катакомбным изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов» (сохранилось около 12 фресок с этим сюжетом), которые датируются II веком.Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима ΙΧΘΥΣ или символизирующий его рыбы.Среди прочих символов катакомбной живописи выделяются
якорь — образ надежды (якорь является опорой корабля в море, надежда выступает опорой души в христианстве). Данный образ присутствует уже в Послании к Евреям апостола Павла (Евр. 6:18-20);
голубь — символ Святого Духа;
феникс — символ воскресения;
орёл — символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс. 102:5));
павлин — символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось разложению);
петух — символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых);
агнец — символ Иисуса Христа;
лев — символ силы и могущества;
оливковая ветвь — символ вечного мира;
лилия — символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии при Благовещения цветка лилии);
виноградная лоза и корзина с хлебом — символы евхаристии