Одним из выдающихся мыслителей во всей истории философии является древнегреческий учёный Платон (427-347 гг до н.э.) Он автор более 30 сочинений, часть из которых специально посвящена политическим проблемам. До нашего времени дошли почти все его работы. В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам на общество и государство. Общественно-политическим вопросам и посвящены два наиболее крупных и обстоятельных произведения – «Государство» и «Законы» Платон создаёт модель идеального и справедливого государства. Вместе с тем здесь он решает ряд важных теоретических проблем.
Сущность государства Платон видит в прочном социальном объединении и организации взаимодействия, во взаимопомощи граждан. Цель государства, по Платону заключается в обеспечении справедливого общежития, в котором каждый должен делать своё дело, выполнять свою функцию в общественном организме. Государство, по мнению Платона, должно, прежде всего, выражать интересы всего общества, а не какой-либо общественной группы.
Философ ратует за единство государства, в котором видит его силу. Отсутствие единства, раздоры и противоречия в государстве непосредственно ведут к его развалу и распаду. Единство Платон понимает трояко: во-первых, отсутствие разногласий среди правящей элиты; во-вторых, господство закона над всеми гражданами; в-третьих, отсутствие поляризации в обществе, деления его на бедных и богатых. Человеческой душе, полагал Платон, свойственны три начала: разумное, яростное и вожделенное, которым в государстве соответствуют совещательное, защитительное и деловое начала. Они воплощаются в трёх основных сословиях: правителей-философов; воинов и производителей; ремесленников, торговцев и землевладельцев. Если каждое сословие будет добросовестно заниматься своим делом, то в государстве царит порядок: философы правят, воины охраняют, а ремесленники, торговцы и землевладельцы содержат два сословия и самих себя. Однако учёный рассматривает не только проект идеального государства, но и те, которые, по его мнению, представляют отклонения от идеала. Их четыре, это – тимократия, олигархия, демократия, тирания.
В конце своей жизни Платон пишет ещё одно крупное произведение по политическим вопросам – «Законы». Здесь Платон изображает второе по совершенству государство, более всего подходящее к греческим полисам.В чём же различия этих двух проектов переустройства государства? В сравнении с «Государством», где Платон полагается, прежде всего, на мудрость правителей-философов, в «Законах» большая роль отводится установленному законом порядку в осуществлении власти. Форму второго по совершенству государства Платон характеризует как смешение принципов монархии и демократии.
Политико-правовые взгляды Платона:
- Лучшая форма правления – аристократия.
- Худшая – тирания (так же отрицательно Платон относился к демократии).
- Стремление к сохранению полиса.
- Отрицание завоевательных войн.
- Верховенство интересов государства над интересами личности.
- Отрицание частной собственности.
- Оправдание рабства (люди не равны по природе). Свои идеи и политико-правовые взгляды Платон выражает в своих произведениях (диалогах). Модель идеального государства, взгляд на проблему справедливости, оптимальную форму правления и др. Платон раскрывает в диалоге «Государство».