пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

3. Политологические идеи в истории общественной мысли

Политическая мысль никогда не стояла на месте. Она развивалась и модернизировалась. Политическая мысль  Древнего мира                    Возникновение политической мысли у древних народов  восходит к  религиозно-мифологическим истокам . Земные порядки , согласно мифологическим представлениям , являются частью общемировых , космических . При этом мифы не просто объясняли , но и доказывали правомерность сложившегося  общественного и государственного устройства, упорядочивали верования и правила поведения . Мифическая ‘’ политическая космология ‘’  обосновывали идею божественного первоисточника социальных и политических  порядков / таков миф о божественном происхождении власти императора  Китая , миф о богах как первоначальных правителях и законодателях в  Греции и др ./. Определенная рационализация политических представлений в культурных центрах Древнего мира происходит в  1 тысячелетии  до нашей эры . Процесс становления собственно политической мысли сопровождался  активным обсуждением социальных проблем , попыткой их объяснения , а также выработкой понятий , принципов , теоретических положений в области политики.                                                                                                                   Зарождение политической науки как самостоятельной  дисциплины связано с именем древнегреческого мыслителя  Аристотеля . Ему принадлежит  и первенство  в создании  эмпирической /опытной / методологии политических исследований . Государство , по  Аристотелю , возникает естественным путем для достижения блага людей и представляет собой политическую организацию . Каждое государство  имеет свою форму ,  которая определяется  числом властвующих /один , немногие , большинство / . Кроме того ,  Аристотель различал  правильные  и  неправильные формы ; в  правильных властители радеют за общую пользу ,  в неправильных отстаивают личное благо .  В самой правильной форме государства  - политии правит большинство .  Полития соединяет  в себе лучшие стороны олигархии и демократии . Аристотель  высказал ряд глубоких положений о природе справедливости и равенства и впервые указал на зависимость  формы государства от состояния его элементов /социальных групп /. Взгляды  Аристотеля получили широкую известность в средневековых философских и политических теориях , где господствовала теологическая форма мышления . Выражением официального учения церкви  в средние века  в  Западной Европе  было учение  Фомы Аквинского  Он обосновал теорию божественного происхождения государства  и стремился  доказать превосходство духовной власти над светской . Аквинский разработал своеобразный критерий оценки  правомерности политической власти/моральный характер правления / и на основе этого построил классификацию форм государства . Политическую науку он рассматривал как область знания , относящуюся к управлению государством .Главными целями этой науки , в трактовке Аквинского ,является имитация природы и достижение совершенства в человеческих отношениях.

Политические идеи нового времени и эпохи  Просвещения                                                                                                                         В эпоху европейского Возрождения происходит становление ранней буржуазной политической идеологии , направленной против теории и практики феодализма . Освобождение политической мысли  от средневекового  религиозного мировоззрения связано с формированием новых методов познания государства , политики общества . Новизна  этой методологии  заключалась в изучении конкретных исторических факторов и их  общении .        Наиболее значительным  представителем политической мысли  Возрождения является  Никколо Макиавелли.  Вместо   средневековой  концепции  божественного предопределения он выдвинул идею  объективной  исторической  необходимости и закономерности . Ему принадлежит  обоснование политики как опытной науки , свободной от христианской морали . Он ввел новый политический термин - stato-‘’государство ‘’ . Государство в теории  Макеавелли  означает политическое  состояние общества , которое есть результат борьбы сословий - аристократии /дворянства / и народа . Важным компонентом государства  является политическая власть , выражающаяся в способности правящих  лиц принудить управляемых к повиновению . Формы государства  Макиавелли  рассматривал в зависимости от числа правящих лиц /единовластие , правление немногих и правление всего народа / . Он справедливо полагал , что становление форм государства зависит от многих факторов ; экономических , военных , территориальных и др . Особое внимание  Макиавелли уделял психологическим аспектам политики и формированию правил политического искусства .                                                                                               В период буржуазных революций ХУII  в. в  Голландии и Англии  формируются политические идеи , которые  определили направление развития политической науки эпохи Просвещения . В борьбе с феодально-абсолютистской государственностью , в острой полемике с ее приверженцами было разработано множество плодотворных концепций и взглядов . Среди них теория общественного договора и доктрина естественного права .                                                                         Выдающийся взгляд в разработку политико-правовой идеологии принадлежит голландскому мыслителю Гуго  Гроцию . Ему было свойственна правовая трактовка социально-политических проблем . Гроций стремился показать , что государство и законы имеют своим источником естественное право , или ‘’ предписания здравого разума ‘’. Он полагал , что человеку как социальному существу присуще стремление к общению на основе разумных правил . Гроций рассматривал государство как союз свободных людей , заключенный ради соблюдения права и общей пользы . По социальному смыслу государство выступает как соглашение большинства против меньшинства . Действия верховной власти  в нем не подчинены никакой другой, она суверенна . Носителем власти выступает одно или несколько лиц .Форма государства не имеет существенного значения , ибо народ может избрать любой образ правления . Вместе с тем очевидно отрицательное отношение Гроция к тирании и предпочтение монархической и аристократической форм правления .                                                                                                                                 Политические теории Х I Х - ХХ в.в. Либералы /Бенжамен Констан , Иеремия Бентам и др. / обосновывали различные права и свободы граждан , прежде всего неприкосновенность личности , свободу частной собственности и промышленной конкуренции , а также отстаивали идею невмешательства государства в экономику . Политическая свобода , по мнению Констана , служит лишь средством для обеспечения гражданской свободы . Власть , нарушающая гражданскую свободу ,превращается в тиранию . Отсюда следовал вывод о том,  что политическая власть не должна быть абсолютной . Границей нее служат права индивида и система разделения и равновесия властей . Важным моментом в теории либерализма являлось выделение гражданского общества и государства как самостоятельных сфер жизни . Возникает позитивизм , у истоков которого стоял Огюст Конт. Это течение способствовало развитию эмпирических исследований политики. Задачей позитивной социологии Конт считал систематизацию социальной жизни и теоретическое обоснование нового социально-политического устройства - социократия, главную цель которой он видел в установлении прочного порядка и обеспечении прогресса , то есть в эволюционном развитии буржуазной системы . В контовской социократии сохраняются классы капиталистов и рабочих , царит строгая иерархия и торжествует солидарность классов .Политическая власть , должна принадлежать банкирам , а духовная -ученым . Рабочим в социократии отведено место простых исполнителей. В 40-е г.г. ХIХ в. зарождается марксизм , который становится впоследствии одной из самых влиятельных идеологий . Карл Маркс в своей политической доктрине выдвигал идею об определяющем влиянии способа производства на государство и политику , абсолютизировал классовую природу политических отношений . Государство рассматривалось как продукт отчуждения труда , как результат господства частной собственности . Марксизму был свойствен деструктивный взгляд на проблемы политической власти и бюрократии . В его основе лежало представление о временности бюрократии , подлежащей немедленному устранению после завоевания пролетариатом политической власти в ходе социалистической революции . На смену буржуазной демократии , согласно марксизму , должна прийти демократия пролетарская , означающая тотальное участие народа в управлении государством . Полное народовластие и развитие самоуправления должно было привести к постепенному отмиранию государства и политики . Одним из наиболее значительных представителей политической социологии начала ХХ в. являлся Макс Вебер . В его социологическом учении важное занимала проблема бюрократии , тесно связанная с вопросом политической власти . Бюрократия рассматривалась им как ‘’ инструмент власти ‘’ , который обеспечивает упорядоченное существование общества . Исследуя феномен бюрократии , Вебер пришел к заключению о всеобщем характере этого явления . Бюрократизация развивалась в различных обществах и укоренялась в сфере не только политики , но и экономики и других областях социальной жизни . Считая необходимым существование профессионального чиновничества , Вебер в тоже время отмечал опасность тотальной бюрократизации общества . Он предлагал создать механизм контроля над бюрократическим аппаратом . ‘’Противовесы ‘’ бюрократизации он усматривал , с одной стороны , в демократии , а с другой - в харизме политических лидеров , обладавших необыденным личным даром , выдающейся силой духа . Основные методологические идеи Вебера в области исследования политической власти во многом определяют направленность современной политической социологии. Видное место в политической науке современности занимает элитистская теория. Одним из ее основателей был итальянский экономист и социолог Вильфредо Парето , которому принадлежит термин ‘’ элита ‘’ . Парето пытался выявить характерные черты господствующих в обществе групп и стремился определить процесс , при помощи которого происходит изменения в классовой структуре . Политическую жизнь он рассматривал как борьбу и смену элит . Парето разработал критерии принадлежности к элите , предложив систему баллов . Группа, получившая наивысшие оценки , определялась им в качестве избранного класса , или элиты . Общество в целом , согласно Парето , состоит из элиты /правящей и неправящей / и низшего , неизбранного класса . Возникновение и существование правящей элиты он объяснил главным образом психологическими свойствами людей . Парето подчеркивал мысль о неустойчивости правящей элиты , постоянной борьбе входящих в нее групп , о процессе непрерывного изменения господствующего класса . В работах Парето были поставлены важные проблемы структуры политической власти и группового характера ее реализации . Вариантом элитистской теории являлась концепция ‘’ олихаргии’’ разработанная Робертом Михельсом . Главная цель этой концепции состояла в доказывании невозможности осуществления принципов демократии в политической жизни . По мнению Михельса , ‘’ господствующий класс ‘’ сталкивается с необходимостью организации масс для участия в политическом процессе .Наибольшей эффективности добиваются те политические организации , которые способны обеспечить поддержку своих целей со стороны организованных масс . Однако сам ‘’ принцип организации ‘’ приводит к бюрократизации массовых политических структур. По мере их развития демократия приходит в упадок, превращаясь в олигархию . Согласно концепции Михельса , это происходит в процессе взаимодействия трех факторов ; технических свойств политической организации , психических свойств организованных масс и психических характеристик политических лидеров . Весь комплекс тенденденций ,ведущих к возникновению олигархической структуры власти , Михельс назвал ‘’ железным законом олигархии ‘’. В последние десятилетия мировое распространение получили технократические теории. Заметной вехой в истории технократических доктрин явилась концепция Джозефа Барнхема . С его точки зрения , в результате бурных технологических процессов произошла ‘’ революция ‘’ в политической власти и государственном управлении , что связано с образованием класса менеджеров . Огосударствленная экономика является основой их политического господства . Барнхем утверждает , что государство все более превращается в собственность менеджеров . Благодаря своему положению ‘’ контролеров’’ общества они становятся привилегированным классом , способным с самовоспроизводству. В будущем, полагает Барнхем , на планете установится единое технократическое государство во главе с моментом директоров-технократов. Технократические идеи все более перерастают рамки специальной доктрины и вплавляются в другие ведущие теории /конвергенции, элитизма, плюралистической демократии и др./.


14.01.2016; 21:18
хиты: 83
рейтинг:0
Общественные науки
политология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь