Занимая одно из последних мест в классической иерархии жанров, натюрморт традиционно и закономерно главенствует в учебной живописи.
В натюрморте два таких основных фактора художественной формы, как предмет и пространство, выступают в наиболее ясном и конкретном виде.
В истории художественной педагогики этюды натюрморта отмечаются как наиболее эффективная форма начальной работы с цветом.
Натюрморт является главной творческой лабораторией для художественных экспериментов в области цвета.
Искусственная реальность натюрморта позволяет проводить активные живописные поиски уже при постановочной работе с вещами. Найденное художником положение вещей не меняется от сеанса к сеансу, позволяя проверять изображенное неподвижной натурой.
Особенностью живописи натюрморта являются относительно небольшие размеры изображаемых предметов. Художник может делать композицию, близкую по масштабу к натуре, выявляя хорошо видимые глазу фактурные и цветовые особенности постановки. Для обучения натюрморт ценен и тем, что каждый может создать постановку у себя дома.
Живопись на открытом воздухе имеет принципиальное значение для воспитания живописных навыков и является естественной составной частью учебного процесса. Художники, воспитанные только на постановках в аудитории, теряются в поисках цветовых отношений в световоздушной среде, создаваемой атмосферным воздухом и глубокой перспективой ландшафтов. Это приводит к цветовой ограниченности.
Некоторая усталость от «фигур» постановок в аудитории отступает на природе перед массой новых впечатлений не только цветового, но и, что крайне важно, композиционного характера.
В этюде на пленэре необходимо стремиться к верности в передаче определенных состояний природы.
Верно взятое состояние природы в живописи означает глубокое понимание, связанное с обобщением длительных наблюдений за состояниями природы и ярким проявлением своего чувства к выбранному мотиву.
Задачи в работе над этюдом решаются в неограниченном воздушном пространстве. Пейзаж является вершиной возможной свободы выражения пространственных отношений.
Неограниченное воздушное пространство выдвигает на первый план такие творческие задачи, как определение цвета отдельных предметов в воздушной среде и тональности земли по отношению к небу, выявление колористической связи планов и общего цветового состояния пейзажа, построение композиции с учетом глубокой перспективы.