На языке изобразительного искусства отличительные черты объектов рисования называются пропорциями и конструкцией.
Пропорции (лат. proportio — соразмерность) — соразмерность всех частей художественного произведения или архитектурного сооружения, их соответствие друг другу и определенное соотношение с целым.
Конструкция (лат. constructio — оставление, построение) — строение, взаимное расположение частей предмета, структура его формы.
Красота предмета образуется пропорциями, становясь строгой соразмерностью, гармонией всех частей, такой, что ни прибавить, ни убавить ничего нельзя, и все детали, части должны взаимно соответствовать друг другу.
Одновременно рисовальщик обязан следить за соотношением основных величин предмета — его высотой и шириной, определяя их на глаз.
Натурные постановки из двух и более предметов заставляют рисовальщика учитывать пропорциональные отношения между ними. Грамотный рисунок — это прежде всего изображение пропорций предмета. Выдержать пропорции в живописи — значит добиться соотношения величин всех частей предмета к целому в пределах формата и выбранного масштаба изображения.
Но пропорции есть не только в соотношении величин предмета. В каждом светотеневом рисунке нужно передать еще и пропорциональные натуре отношения в тоне. Правдивого изображения натурной постановки рисовальщик достигает на основе передачи как раз взаимных отношений по светлоте. Правдивости в тоне добиваются выдержанностьютонального масштаба.
При изложении понятия о пропорциях предметов нужно подробнее остановиться на так называемом «золотом сечении».
Античная эстетика и эстетика Ренессанса искали законы красоты в соотношениях отдельных частей и целого. Эти соотношения в формах предметов дают симметрия и золотая пропорция. Пропорции золотого сечения» и симметрия позволяют бесконечно разнообразить композиционные построения в произведениях искусства всех родов и видов.
Математики разных веков объяснили, изучили и глубоко проанализировали золотую пропорцию. Из пропорции вытекает, что если высоту или длину формата бумаги, картины разделить на 100 частей, то больший отрезок «золотого сечения» равен 62 частям, а меньший — 38. Эти три величины — целое, больший отрезок, меньший отрезок — позволяют построить нисходящий ряд отрезков: 100 - 62 = 38; 62 - 38 = 24; 38 - 24 = 14; 24 - 14 = 10.
При изложении о пропорциях в рисовании с натуры какого-либо предмета нужно подчеркнуть, что точность определения соразмерных величин зависит от того, как развит глазомер рисующего. Глазомер развивается у каждого при условии систематических занятий изобразительной деятельностью.