В искусстве живописи очень важна проблема профессиональной постановки глаза. Определениецветовыхотношенийпредметовнатурыосложняетсяособенностьюзрениявидетьихпоочередно и при этомнастраиваться на «резкость» только в отношении того предмета, на которыйнаправленвзор.Сетчаткаглаза так устроена, что предмет этотвиденсомногимиподробностями, с четкими ирезкими контурами, тональными и цветовыми контрастами.
Чтобыиметьвозможность правильно определитьтоновые и цветовыеотношениянатурнойпостановки, необходимовыработатьспециальную постановку глаз,умениесмотреть на всепредметыодновременно, цельно, не выпускаяизполя зрениявсейгруппынатурной постановки, включаяфон. Еслиизображать, например, букет цветов, стоящий наподоконникераскрытогоокна, надоодновременновидеть и цветы, и оконнуюзанавеску, ипанораму города за окном (в качестве фона).
В процессе живописи пейзажакаждый тон объектатоженадо находить не по отдельности, а все тонавидетьодновременнои в этот момент замечатьихотношения: самыйсветлый -небо, самыйтемный, возможно— земля, промежуточныймежду ними — вода.
Нельзявидетьотдельныеучасткинатуры, не видяобъект в целом.
Выработкаспособностицельноговидения и одновременногосравнениявсехчастейнатурнойпостановки — этоважная задача обучения живописи.
Именноумениецельновидеть и работатьотношениямиотличаетпрофессиональногоживописца от дилетанта.
Чтобысмотреть на натуру широко и цельно, художники выработалинесколькопрактическихспособов: держать все не в фокусе; в момент наблюдения прищурить или «распустить» глазана всю натуру. С прищуриваниемрезкоуменьшаетсяколичествосвета, попадающего в глаз,в результатеэтого, как в сумерках перестаютзамечатьсявторостепенныедетали.
«Распускание» глаз не позволяетчетковидетьотдельныедетали.
Целостность и единствоизображения — это результат не толькоцельностивидения, нои уменияцеленаправленновыделятьглавное, то естькомпозиционный центр. Композиционнаяцелостность живописного этюдазависит от взаимоотношенияглавного и второстепенного, отувязкивсегоизображения в единоепроизведение.Главноеобычноразмещаетсявблизиоптического центра картиннойплоскости. При еговыделении художнику приходитсясознательнообобщатьдетали, ослабить тон и силу цветаудаляющихся от композиционного центрапредметов, подчинитьглавному все тоновые и цветовыеотношения. Все этопозволяетнаправить вниманиезрителя на главныйобъекткартины, на еекомпозиционный центр.
Еслиизображениепредставляетсобой набор равнозначныхтоновых и цветовыхпятен, онотеряетзрительнуюубедительность.