пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

4. Буддийская теория сознания. Классификация элементов сознания по 5 скандхам,12 аятанам и 18 дхату.

Упорядоченное единство пяти групп элементов опыта.

В буддийской традиции они называются пятью скандхами (панча скандха; слово «скандха» дословно означает «куча»). Это –

1. группа чувственного (рупа), то есть всего, что мы могли бы отнести к области чувственно воспринимаемого и материального;

2. группа чувствований (ощущение приятного, неприятного или нейтрального) – ведана;

3. группа осознавания различий (круглое – квадратное; белое – черное и т. д.), а также формирования представлений и понятий – самджня;

4. группа мотивирующих факторов – волений и побудительных импульсов (самскара); именно эта группа элементов ответственна за формирование кармы и, наконец,

5. сознание как таковое (виджняна).

аятаны(6 органов чувств и их объекты)

дхату(6 органов чувств,6 их объектов и 6 их соприкосновений)

(с точки зрения той роли, которую элементы играют в процессе познания,) на шесть субъективных и шесть объективных "баз" (ayatana)познавания.

А. Шесть внутренних баз (adhyatma-ayatana) 
или воспринимающие способности (indriya, орган)

 

  1. Орган зрения (chakshur-indriya-ayatana).
  2. Орган слуха (shrotria-indriya-ayatana).
  3. Орган обоняния (ghrana-indriya-ayatana).
  4. Орган вкуса (jihva-indriya-ayatana).
  5. Орган осязания (kaya-indriya-ayatana).
  6. Способность интеллекта, или сознание (mano-indriya-ayataпа).

    Б. Шесть внешних баз (bahya-ayatana) 
    или объекты (vishaya)

     

  7. Цвет и форма (rupa-ayatana).
  8. Звук (shabda-ayatana).
  9. Запах (gandha-ayatana).
  10. Вкус (rasa-ayatana).
  11. Осязаемое (sprashtavya-ayatana).
  12. Нечувственные объекты (dharma-ayatana или dharmah).

 

на 18 классов (dhatu-gotra) элементов, представленных как составляющие индивидуальный поток жизни (santana) в различных сферах бытия.

А. Шесть indriya – органов.

 

  1. chakshur-dhatu – орган зрения.
  2. shrotria-dhatu – орган слуха.
  3. ghrana-dhatu – орган обоняния.
  4. jihva-dhatu – орган вкуса.
  5. kaya-dhatu – орган осязания.
  6. mano-dhatu – способность интеллекта.

    Б. Шесть vishaya – объектов.

     

  7. rupa-dhatu – цвет.
  8. shabda-dhatu – звук.
  9. gandha-dhatu – запах.
  10. rasa-dhatu – вкус.
  11. sprashtavya-dhatu – осязаемое.
  12. dharma-dhatu или dharmah – нечувственные объекты.

    В. Шесть vijnana – сознаний-коррелятов

     

  13. Сознание видимого – chakshur-vijnana-dhatu.
  14. Сознание слышимого – shrotria-vijnana-dhatu.
  15. Сознание обоняемого – ghrana-vijnana-dhatu.
  16. Сознание вкушаемого – jihva-vijnana-dhatu.
  17. Сознание осязаемого – raya-vijnana-dhatu.
  18. Сознание нечувственного – mano-vijnana-dhatu.

Десять из этих dhatu содержат по одному элементу (№ 1-5 и 6-11) dhatu, № 12 содержит 64 dharma (46 chaitta 14 chitta-viprayukta, 3 asanskrita иavijnapti); сознание, представляющее из себя одну dharma, расщеплено на семь dhatu (№ 6 и 13-18).

В чувственном плане бытия (kama-dhatu) индивидуальные потоки (santana) образованы из всех 18 dhatu. В мире эфирных тел ("ослабленной материи" – rupa-dhatudhatu № 9-10 и 15-16 отсутствуют и личности образованы лишь из 14 dhatu. В чисто духовном (нематериальном) мире(arupa-dhatu) они образованы только из трех dhatu – № 6, 12 и 18, ибо там не существует чувственного, ни сознания чувственного.

Шесть vishaya являются объектами по отношению к indriya (органы), но опорами (alambana) по отношению к шести vijnana.


22.06.2016; 23:06
хиты: 75
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь