В обществе и государстве Церковь выполняет две функции:
1. Религиозную – сохраняет и развивает вероучение, проводит богослужение, осуществляет подготовку кадров священнослужителей.
2. Социально-политическую - ведет государственно-политическую деятельность, культурно-просветительскую работу среди населения страны, занимается благотворительностью, занимается экономической деятельностью.
Представители Церкви и активные верующие становятся, даже сами того не желая, политическими деятелями.
Политическая деятельность приводит к тому, что деятелям Церкви и светским сторонникам усиления роли религии в жизни страны приходится создавать политические партии, массовые организации, профсоюзы, прессу и электронные СМИ, вести политическую деятельность, в своих формах практически не отличающуюся от деятельности всех остальных политических организаций.
Политическая идеология, вдохновляющаяся религиозными учениями, называется клерикальной, или клерикализмом (от латинского clericalis - церковный).
Соответственно, политические партии, отстаивающие подобными взгляды, называются клерикальными. Партии, ставящие целью устранение влияния Церкви на политику и создание светского государства, называются антиклерикальными.
В основе каждого политического движения, основанного на религиозных учениях, положено осмысление священных текстов.
В зависимости от истолкования религиозных учений, религиозно-политические идеологии делятся на фундаменталистские, модернистские и традиционалистские.
Фундаментализм призывает вернуться к фундаменту, основам веры, отрицая новшества в вероучении и богослужении.
Модернисты напротив, стараются осовременить вероучение, по-новому истолковывая священные тексты.
Традиционалисты воспринимают Церковь такой, какая она есть на сегодняшний момент, не одобряя ни новшеств, ни фундаментализма.
В политических движениях, основанных на религиозных учениях, преобладает фундаментализм. Это объясняется тем, политически активные верующие критически оценивают традиционную церковь, считая, что она не способна отстаивать их права.
Католицизм. В католических странах стали возникать партии, обычно называвшие себя народными, или, несколько позднее, христианско-демократическими. В ХХ веке христианская демократия стала одной из влиятельнейших политических сил во многих странах Европы.
В наши дни христианско-демократические партии уже нельзя назвать клерикальными. Для их идеологии характерно отношение к христианству не столько как к религии, сколько к великой исторической традиции. В этом смысле христианско-демократические партии могут считаться не религиозными, а консервативными партиями.
Православие. После перестройки и распада СССР РПЦ по-прежнему занимает позицию принципиального невмешательства в политическую жизнь.
Несмотря на стремление всех политических партий привлечь Церковь на свою строну, духовенство и миряне остаются в стороне от политических страстей.
Идеальным политическим устройством православие считает царскую власть. Царь, являясь Помазанником Божиим, должен только перед ним держать ответ, а не перед народом. Самодержавие создается не только волей Божьей, но и по образцу Царства Божия. Поэтому в православном царстве не может быть конституционных ограничений, парламентов и т. д. Православие, таким образом, неразрывно связанна с определенной формой правления - самодержавной монархией.
Протестантизм. В наши дни существуют несколько десятков самостоятельных протестантских конфессий и деноминаций.
Характерной особенностью протестантизма является отрицание необходимости церковной иерархии, считая, что не должно быть посредников между Богом и человеком в виде церковной организации. Это приводит к тому, что протестанты редко выдвигают собственные политические требования. Протестантский религиозный идеал представлял собой общину равных единоверцев, в которой каждый мог проповедовать. Поэтому не удивительно, что протестанты в политике тяготели к демократии. Именно протестантские страны стали первыми в истории конституционными монархиями или республиками.
Однако именно уважение прав меньшинства и отсутствие религиозной инстанции, дающее общее для всех решение в вопросах веры, приводит к отсутствию чисто протестантских политических партий.
Даже христианско-демократические партии в протестантских странах являются светскими консервативными партиями.
Ислам. С точки зрения Корана, ислам - единственная верная религия человечества. Является на сегодняшний день самой политизированной религией. Это объясняется тем, что мусульманские страны переживают всеохватывающий кризис, а светские идеологии не могут дать ответа на мучающие мусульман вопросы.
В самом деле, за последние полвека страны традиционного ислама предпринимали попытки введения демократии западного образца, пытались строить социалистическое общество самого различного направления, пережили период националистических диктатур.
Однако все это оказалось не в состоянии решить стоящие перед странами проблемы. В этих условиях и произошло «возрождение» ислама.
Во многом это возрождение было связано с особенностями исламской религии.
В основе политической системы ислама лежат три основных принципа:
v Таухид (единобожие),
v Рисалят (пророческая миссия Мухаммеда),
v Хиляфа (наместничество).
Таухид - принцип единства Аллаха - всецело опровергает концепцию юридической и политической независимости человеческих существ, коллективно или индивидуально.
Ни один индивидуум, семья, класс общества или раса не имеют права ставить себя превыше Аллаха. Только Аллах один является Правителем и Его предписания - закон.
Таким образом, никакая конституция не может ничего предписывать религии и ее служителям.
Хиляфа - по исламу человек является представителем Аллаха на земле, Его наместником.
Поэтому он призван, используя добродетели и способности, данные ему Аллахом, выполнять предписания Аллаха в этом мире в пределах, определяемых Аллахом.
В действительности это означает, что управлять мусульманской общиной после пророка Мухаммеда могут наиболее благочестивые мусульмане.
Борьба за власть между преемниками пророка в VII в. породила раскол ислама на суннизм (ортодоксальный ислам) и шиизм.
Первыми шиитами были сторонники халифа Али и его сына Хусейна, погибших в борьбе против захватившего власть грубой силой халифа Моавии. С тех пор шииты считают, что управлять мусульманами могут только потомки Али. Все остальные правители, даже мусульмане, не могут считаться истинными правителями.
Шииты неоднократно поднимали восстания и создавали недолговечные государства, которыми правили имамы – духовные лидеры.
В силу исторических обстоятельств шиизм утвердился только в одной мусульманской стране – Иране.
В 1979 г. иранское духовенство под руководством аятоллы (духовный титул шиитов) Хомейни возглавило народную революции, свернув прозападный режим шаха и установив своеобразный политический режим – исламскую республику.
В Иране существует парламент, президент, партии, периодически проводятся выборы, однако все решения правительства может отменить духовный законоучитель – факих, или рахбар.
Большинство мусульман являются суннитами (от Сунны – сборника рассказов о жизни и изречениях пророка Мухаммеда).
У них отсутствует единое духовное руководство после ликвидации халифата в 1924 году.
Это приводит к раздробленности мусульманских политических идеологий и способствует популярности воинственных экстремистов фундаменталистского толка.
Учение Будды не направлено на создание новых политических организаций и принятие политических решений. По сути, буддизм пытается решить проблемы общества через реформирование входящих в него личностей и предложить общие принципы, по которым общество можно направить в сторону большего гуманизма, улучшения благополучия его членов и более справедливому распределению ресурсов.