пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


5 Конфессиональное и светское государство: различия и сущность

КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ (КЛЕРИКАЛЬНОЕ) ГОСУДАРСТВО — государство с доминирующим положе­нием религии и духовенства, их политическими, право­выми, экономическими и социальными привилегия­ми. В К. г. религия законодательно признана в качестве официальной идеологии, а соответствующая ей рели­гиозная организация (церковь, духовное управление и т. д.) принимает участие в решении государственных вопросов, выполняет роль обоснования политики, яв­ляется обязательным элементом государственной сис­темы образования и воспитания, пользуется исключи­тельным приоритетом и поддержкой государства, со­держится за его счет.  В настоящее время К. г. делятся на два типа: религиоз­ные государства, включая теократии, и государства с государственной религией (церковью). К числу религи­озных государств относятся Ватикан, ряд мусульман­ских государств (Иран, Саудовская Аравия), в которых ислам пронизывает все сферы государственной, обще­ственной и личной жизни, не существует разделения между государством и религиозной общиной, религией и политикой, законом и религией, государственно-пра­вовые и религиозно-нравственные институты тесно переплетаются при доминировании духовенства. Ос­новными признаками таких государств являются: гла­венствующая роль мусульманского права в системе источников права и юрисдикции, обязанность глав го­сударств проводить в жизнь принципы ислама, нали­чие специальных религиозно-политических органов, следящих за соответствием политических решений и законодательства требованиям ислама, назначение на государственные должности только мусульман; запрет или значительные ограничения деятельности неис­ламских религиозных организаций и немусульман­ской религиозной практики. Второй тип К. г. — государства с государ­ственной религией (церковью). К ним относятся те государства, в конституциях или законодательстве ко­торых закреплены государственный (официальный, традиционный, народный) статус конкретной религии или церкви. Они делятся на два подтипа а) с государ­ственной церковью и б) с патронируемой государствен­ной религией (церковью). Первый подтип характерен для стран, где доминирующей является одна из хрис­тианских церквей (Англия, Греция, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Шотландия). Государственная церковь в большей степени зависит от государства, хотя иногда наблюдается ее стремление к независимости. Вопросы церковного устройства и управления, финан­сирование церкви и религиозного образования госу­дарство считает своим делом. Церковь является час­тью государственного аппарата в отличие от других стран, где она — часть негосударственного сектора. Наиболее характерными при­знаками таких государств являются: совмещение по­ста главы государства и главы церкви; обязательная принадлежность некоторых должностных лиц государ­ства к церкви; включение церковного права в систему права страны; вхожде­ние представителей церкви в состав различных госу­дарственных органов; государственное финан­сирование церкви; уплата гражданами церковного на­лога; беспрепятственный доступ церкви в систему образования; К др. подтипу К. г. относятся го­сударства, в конституциях которых может быть пре­дусмотрен государственный (официальный) статус религии или церквей, однако церковь не занимает в них такого положения как в странах Европы. Как пра­вило, это латиноамериканские страны с сильными ка­толическими традициями и влиянием католической Церкви. Финансируя церкви, оказывая им всяческую поддержку и обеспечивая беспрепятственный доступ в систему образования, государство при этом не вме­шивается во внутреннюю деятельность католической церкви, не имеет прав в вопросах назначения священ­ников. Отношения религии (церкви) и государства не сво­дятся к подчинению церкви государству или наобо­рот. К этому же подтипу можно отнести государства, в которых государственной религией объявлен ислам: Алжир, Джибути, Египет, Марокко, Тунис и др. Ислам имеет преимущества в вопросах религиозной дея­тельности, финансирования, религиозного образова­ния, религиозной юрисдикции и т.п. 

Светское государство — государство с устройством, где церковь отделена от него, и которое регулируется на основе гражданских, нерелигиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.

В светском государстве каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным институтам. Например, заключение браков и осуществление правосудия является в нём прерогативой государства. В светском государстве последователи всех конфессийравны перед законом.

Принцип светскости предполагает отделение государства от религиозных догм, но не означает удаление религии из общественной жизни. Также он способствует разграничению сфер влияния государства и религиозных организаций при сохранении роли государства как основной формы организации общественно-политической власти.

Светское государство— это государство, в котором церковь, религиозные объединения отделены от него и не вмешиваются в деятельность государственных органов, имея собственную сферу деятельности, куда не вмешивается государство.

В отличие от этого, государство может находиться и в иных отно­шениях с религией и церковью.

Для светского государства в принципе характерно признание цер­кви, религиозных объединений не государственными институтами, а институтами гражданского общества, общественными организациями и их отделение в связи с этим от государства. Вместе с тем в таком государстве обычно закрепляется: равноправие различных конфессий; свобода организации, функционирования и деятельности религиозных (как и атеистических) объединений в рамках, установленных законом; невмешательство государства в отношения граждан с церковью и во внутренние дела религиозных объединений, а также невмешательство церкви, религиозных объединений в дела государства, в политику, в местное самоуправление и т.д.; отделение государственной системы об­разования от церкви, религиозных объединений и признание ее свет­ского характера и др.

Конечно, светское государство во многих демократи­ческих странах нередко официально признается особая роль той или иной религии, исходя из ее действительного места в реальной жизни соответствующего общества и государства. И от этого они не перестают быть светскими государствами, тем более что такое признание проис­ходит на общем фоне демократических установлений о равенстве всех перед законом независимо от религиозной принадлежности, свободе вероисповедания, невмешательстве государства в дела церкви, ней­тральности образования, уважения религиозных верований мень­шинств и т.д. Так, в ст. 3 Конституции Греции в качестве господству­ющей в этой стране закрепляется восточноправославная религия и в то же время устанавливается (ст. 13), что: свобода религиозного сознания неприкосновенна; пользование личными и политическими правами не зависит от религиозных убеждений каждого; всякая известная религия свободна и осуществление ее культовых обрядов осуществляется беспрепятственно под охраной закона; отправление культовых обрядов, оскорбляющих общественный порядок или нравственные нормы, не допускается; прозелитизм (т.е. обращение других в свою веру) запре­щается; служители всех известных религий находятся под таким же надзором государства и несут перед ним такие же обязательства, что и служители господствующей религии и т.д.


14.06.2016; 20:36
хиты: 2987
рейтинг:0
Гуманитарные науки
религиоведение
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь