На современном этапе характер государственно-церковных отношений - один из главных показателей уровня развития и государства, и религиозного направления, поскольку он характеризует уровень реализации принципа свободы совести как одной из главных составляющих фундаментальных прав и свобод человека. На протяжении веков сложилось несколько моделей государственно-церковных отношений, которые часто взаимно переплетаются:
Теократия
Проявляется как форма правления, при которой вся полнота власти в государстве принадлежит главе церкви и духовенству. Предусматривает отождествление светской и духовной властей, регламентацию функционирования государства и ее институций, всей общественной жизни господствующей церковью и ее органами. Классическое теократическое правление существовало в V-І ст.д.о н.э. в Иудеи, где вся власть была сосредоточена в руках жрецов; 1929 г. - в Ватикане, где Папа римский является абсолютным монархом.
Под "теократией" понимается особая форма организации государственной власти, при которой политическая и духовная власть сосредоточены в руках одного человека – главы духовенства, признаваемого в качестве "земного божества", "первосвященника" и т.д. А законом признаются "веления Бога" – Священное писание, шариат и т.п.
Традиционно к теократическим государствам настоящего времени относят христианский Ватикан и мусульманский Иран, где организация публичной власти возглавляется лидером духовенства.
Город-государство – Ватикан – представляет собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.
В Исламской Республике Иран над светскими органами (парламентом, президентом, правительством) существует пожизненный руководитель государства, официально являющийся главным духовным и политическим лидером страны.
На особенности теократии влияет характер религии, лежащей в ее основе. Вместе с тем теократической модели общественно-политического устройства в той или иной мере присущи следующие черты.
1. Обожествление фигуры правителя.
2. Примат государства над обществом, авторитарность политического режима, отчуждение власти от общества и индивида и т.д.
3. Примат религии над правом: регламентация основных сторон жизни общества производится не правом, а системой религиозных норм, которая обеспечивается силой теократического государства. По существу, религиозные нормы в данном случае – это и есть "право". Например, такие мусульманские страны, как Оман, Ливия, Саудовская Аравия обходятся без конституции: ее роль выполняет Коран.
4. В теократически организованном обществе существует не просто государственная религия, а религиозное государство, т.е. государство представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами государственной власти.
5. Жесткая иерархия и централизация государственного аппарата.
6. Отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов.
7. Деспотические и абсолютистские формы правления.
8. Религиозное начало, которое исключает идеалы свободы и прав человека.
9. Запрет на создание политических партий или разрешение только тех партий, которые утверждают ценности религии.
Таким образом, теократическая модель общественно-политического устройства – это такая организация общества, при которой существует примат государства над обществом и религии над правом, а государство представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами государственной власти.
Цезаропапизм. Показывает себя как политика светской власти, направленная на подчинение себе всей церковной жизни; сочетание в лице государственного правителя высшей светской духовной власти. Предусматривает полную зависимость церкви от государства, огосударствления и подчинения светской власти церковных структур. Классическими примерами такого правления является Византия, где императоры собирали церковные соборы, назначали и снимали митрополитов и тому подобное.
Атеистическое государство - это государство в котором атеистическая пропаганда исходит от государственных органов власти и ведется систематическое преследование священнослужителей и верующих.
Отделение церкви от государства. На практике это означает невозможность вмешательства церкви в дела государства при активном вмешательстве государственных институций в дела церкви. Такая модель была характерна для прежних стран социалистичного лагеря, где законодательство теоретически гарантировало свободу совести, а реально верующие испытывали дискриминацию.