Классификация религий по этническому содержанию:
- племенные культы;
- национально-государственные религии;
- мировые религии.
Племенные культы (или первобытные формы религии), по мнению многих ученых, предшествовали всем другим. Они до сих пор сохранились в традиционных верованиях народов и племен Африки, Азии, Америки. Как правило, считается, что эти религии еще не имеют Святого Писания, а также какого-то обобщенного (догматического) представления о Боге. Объектом поклонения является природа и ее явления, животные, материальные предметы. Преобладают культы предков и анимистические верования (т. е. вера в существование душ и духов), поэтому их называют еще анимистическими религиями.
Национально-государственные религии появляются с формированием народностей и классового общества и играют важнейшую роль при создании государственной организации. По уровню своего развития эти религии очень разные, но в целом преобладают антропоморфные, то есть такие, что представляют Бога похожим по виду на человека. Национально-государственные религии существовали в Древнем Египте, Месопотамии, Греции, Риме, Персии и других странах. Среди современных религий это, например, иудаизм, конфуцианство, синтоизм, индуизм.
Мировые религии появляются позже, они возникают на почве национально-государственных, отличаясь от них космополитизмом, то есть не связываются с отдельной нацией, и прозелитизмом (греч. Προοήλυτος, — новообращенный), то есть стремлением завербовать больше сторонников, — потому, как правило, ведут активную миссионерскую деятельность. Они характеризуются также достаточно развитой догматикой, культом. К мировым религиям принадлежат буддизм, христианство и ислам.
Классификация религий в зависимости от количества богов:
Религии также классифицируются в зависимости от того, сколько богов являются объектами поклонения. Политеистические религии исповедуют многобожие, то есть чествуют сразу несколько богов, имеют их пантеон (греч. Πάυθειου — храм всем богам). Монотеистические религии исповедуют единобожие. Переходной формой между ними является генотеизм, который признает существование многих богов, но среди них уважает только одного — защитника своего народа.
атеизм, то есть отрицание существования Бога. Атеистические взгляды существовали, вероятно, с давних времен. Но как массовое явление атеизм связан с процессом секуляризации, то есть высвобождения общественной жизни от влияния религии и церкви, и распространением рационалистического мировоззрения, начиная с эпохи Просвещения. Деизм признает Бога первопричиной мира, но отрицает его дальнейшее вмешательство в явления природы и общественной жизни, то есть Бог как бы почил, создав мир.
Пантеизм так или иначе отождествляет Бога с природой. Признавая Богом саму природу, пантеизм фактически растворяет Бога в природе и теряет некоторое представление именно о Боге.
Классификация религий по уровню развития:
- ранние верования — верования первобытной эпохи (анимизм, магия, тотемизм, культ предков);
- политеистические религии — национальные религии (за исключением иудаизма и сикхизма);
- монотеистические религии — христианство, ислам, буддизм (мировые религии), иудаизм и сикхизм (национальные религии);
- синкретические религии — образовались в результате сращивания или слияния разных этнических и мировых религий: афрохристианские религии (церковь херувимов и серафимов и др.), исламо-христианские секты (абавиты, исмаилиты ответвленные), суддо-китайские секты (дзен-буддизм, хао-хао), иудео-христианские религии (мормоны);
- новые религиозные течения, движения (нетрадиционные формы религий): церковь Муна (мунизм), церковь Антихриста, церковь Сатаны, церковь Сознания Кришны, йогизм, синтоизм с культом дзюдо и карате.
При классификации религий руководствуются такими критериями:
1. Статистический (по количеству верующих и их проценту к численности населения).
2. Время возникновения:
- религия, история развития которых исчисляется многими столетиями, — буддизм, христианство, ислам и др.;
- «новые религиозные течений», которые возникали на протяжении новейшей истории или возникают в данный момент, — нетрадиционные религии (кришнаизм, бахаизм и др.);
3. Уровень организации:
- жестко централизованные (христианство, буддизм);
- нежестко централизованные (ислам);
- самоупорядоченные (индуизм, даосизм, синтоизм);
- децентрализованные.
4. Государственный статус:
- государственные религии (ислам в странах Западной Азии, лютеранство — Северной Европы);
- религии, статус которых не закреплен соответствующими государственными документами (конфуцианство и даосизм в Китае, Индуизм в Индии);
- религии национальных меньшинств (иудаизм за границами Израиля, сикхизм, зороастризм).
5. Правовой статус:
- религии, поддерживаемые государством (христианство, индуизм, ислам, синтоизм);
- религии, которые государство не поддерживает и даже преследует (свидетели Иеговы, бахаизм в Иране);
- религии, отношение к которым со стороны государства нейтральное (джайнизм в Индии).
6. Формы распространения:
- континуальные (непрерывные, сплошные): ислам, христианство, буддизм;
- дискретные (раздельные, прерывные): иудаизм, бахаизм, кришнаизм.
7. Этносоциальные критерии:
- автохтонные (этнические) религии, которые стали частью этнического самосознания, этнической культуры (иудаизм, сикхизм, синтоизм, даосизм);
- унифицированные, надэтнические религии (христианство, ислам, буддизм, новые религиозные движения).