пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

6. Теории государственного управления

Учение о государственном управлении времен античности 

Аристотель  (384-322  до  н.э.)  придавал  учению  о  государственном  управлении  самодовлеющее  значение.  Вся  общественная жизнь, по его мнению, укладывалась в рамки политической жизни и ставилась на  службу  государству.  

Патриархальная теория государства

Античные  философы  рассматривали  возникновение  государства  как

естественный  процесс  усложнения  форм  общежития  людей.  Эта  концепция

получила  название  патриархальной  теории  государства.  Аристотель  одним  из

первых предложил такую гипотезу: вначале люди объединились в семьи, затем

несколько  семей  образовали  селение,  на  завершающей  стадии  этого  процесса

возникло  государство  как  форма  общежития  граждан,  использующих

политическое  устройство  и  подчиняющихся  власти  закона. 

Концепция теологической теории государства Фомы Аквинского

В Средние века процесс возникновения государства стали рассматривать

в рамках религиозного мировоззрения как учреждение института земной власти,

установленной  Богом. Современный католицизм считает своим официальным учением о

государстве взгляды Фомы Аквинского (1225–1274), который призывал людей

к  повиновению  государственной  власти,  связанной  божественными  законами.

Эпоха Николо Макиавелли

Новым  пониманием  государственного  управления  отмечена  эпоха  так

называемого  Позднего  Возрождения.  Итальянский  мыслитель  Николо

Макиавелли  (1469–1527)  впервые  рассматривает  государственное

администрирование  в  технологическом  ключе,  т.е.  как  технологии

государственной  власти.  Технологический  подход  к  государственному

управлению  предполагает,  что  критерий  эффективности  ставится  выше

моральных  норм  и  правил.   Философ исходит из того, что государственная власть может менять своих владельцев, переходить из рук в руки.

Концепция  сверхчеловека  –  «великого  человека  толпы»  Фридриха

Ницше

Ницше  был  убежден  в  том,  что государственное  управление  должно  опираться  на  насилие  и  использовать технологии  пропаганды  и  манипуляции  общественным  сознанием.  В  каждом человеке прежде всего гнездится колоссальный эгоизм, который с величайшею легкостью  перескакивает  границы  права,  о  чем  в  мелочах  свидетельствует обыденная  жизнь,  а  в  крупном  масштабе  –  каждая  страница  истории  и государственного управления.

Теория разделения властей Шарля Луи Мотескье

Но  одновременно  в  науке  государственного  управления  развивается  и

другая  концепция  государственной  власти,  основанная  на  принципах

гуманизма  и  демократии.  Французские  и  английские  философы  эпохи

Просвещения  заложили  основы  конституционализма  и  разделения  властей  в

государственном  управлении,  создав  «систему  сдержек  и  противовесов».

Французский  философ-энциклопедист  Шарль  Луи  Монтескье  (1698–1755)

провозгласил,  что  свободное  развитие  может  быть  обеспечено  лишь  в  том

случае, если власть в государстве будет разделена на три обособленные ветви,

каждая  из  которых  станет  сдерживать  и  уравновешивать  другие. 

 Договорная  теория  происхождения  государства  или  теория

общественного договора

В  Новое  время  широкое  распространение  получила  договорная  теория

происхождения  государства,  или  теория  общественного  договора,  которую

развивали Жан Жак Руссо (1712–1778) во Франции, Томас Гоббс (1588–1679) в   8

Англии, А. Н. Радищев (1749–1802) в России. Согласно теории общественного

договора  люди,  пребывавшие  первоначально  в  естественном

(догосударственном)  состоянии,  решили  сознательно  создать  государство

(заключить  договор),  чтобы  надежно  обеспечить  для  всех  основные  права  и

свободы.  При  этом  Т.  Гоббс  полагал,  что  общественный  договор  заключался

между  правителями  и  подданными  как  договор  подчинения,  а  Ж. Ж. Руссо,

напротив, утверждал, что договор имел место между самими гражданами как

договор объединения. Именно соглашение людей есть основа законной власти,

ибо  каждый  из  договаривающихся  подчиняется  общей  воле  и  в  то  же  время

выступает одним из участников этой воли.

Концепция либерального государственного управления

В  русле  договорных  теорий  происхождения  государства  английский

философ  Джон  Локк  (1632–1704)  развивает  концепцию  либерального

государственного  управления,  где  гражданское  общество  стоит  впереди

государства. Единственный путь, посредством которого кто-либо отказывается

от своей естественной свободы и надевает на себя узы гражданского общества,

–  это  соглашение  с  другими  людьми  об  объединении  в  сообщество,  для  того

чтобы  удобно,  благополучно  и  мирно  совместно  жить,  спокойно  пользуясь

своей  собственностью  и  находясь  в  большей  безопасности,  чем  кто-либо,  не

являющийся членом общества. 

Главный либеральный принцип государственного управления: не человек

для  общества,  а  общество  для  человека. 

 

Марксистская теория государственного управления

Марксистская  теория  происхождения  государства  в  противовес

либерализму, видевшему приоритеты государственного управления в развитии

гражданского  общества,  рассматривала  государство  как  политическую

организацию  экономически  господствующего  класса  для  подавления

сопротивления  его  классовых  противников.  Согласно  Карлу  Марксу  (1818–

1883)  и  Фридриху  Энгельсу  (1820–1895),  государство  возникло  на

определенном  уровне  развития  производительных  сил,  когда  общественное

разделение  труда  привело  к  возникновению  частной  собственности,

имущественного неравенства людей и расколу общества па антагонистические

классы.  

Основные положення классической теории правового государства

Основные  положения  классической  теории  правового  государства,

сформулированные  немецким  философом  Иммануилом  Кантом  (1724–1804),

сохранили  свою  силу  и  значение  до  наших  дней.  Согласно  Канту,  правовое

государство,  в  отличие  от  деспотического  или  полицейского,  само  себя

ограничивает  определенным  комплексом  постоянных  норм  и  правил.

Атрибутами правового государства, по И. Канту, являются:

а) основанная на законе свобода каждого не повиноваться иному закону,

кроме того, на который он дал свое согласие;

б) гражданское равенство – признавать стоящим выше себя только того в

составе  народа,  на  кого  он  имеет  моральную  способность  налагать  такие  же

правовые обязанности, какие этот может налагать на него;

в) гражданская  самостоятельность  –  в  правовых  делах  гражданская

личность не должна быть представлена никем другим.

В правовом государстве только законно избранное правительство имеет

право применить силу в качестве принуждения. Правительственная монополия

на  силу  означает  единый,  обязательный  для  всех  порядок,  уничтожение

неравенства  и  разнообразие  прав,  которые  зависели  бы  от  социального,

наследственного или иного статуса. 

Итак,  среди  основных  характеристик  правового  государства  можно

выделить:  а)  приоритет  прав  человека;  б)  свободный,  независимый  суд;  в)

принцип верховенства конституции (основного закона) по отношению ко всем

другим  законам;  г)  взаимная  ответственность  гражданина  и  государства;  д)

принцип разделения властей; е) приоритет норм международного права.

Идеи  правового  государства  находят  свое  выражение  в  конституциях

современных государств. 


19.06.2015; 06:22
хиты: 0
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь