пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

75. Понятие культуры и цивилизации. Шпенглер и Тойнби

И культура, и цивилизация есть ценностные понятия. Любая цивилизация (как и культура), есть совокупность присущих ей ценностей.Однако эти понятия имеют и смысловые различия, заложенные еще во времена античности. Так, термин "культура", имеющий греческое происхождение, первоначально обозначал обработку, возделывание (почвы, растений), а позже был распространен на область воспитания и образованияТермин “цивилизация” означает определенный уровень развития материальной и духовной культуры. Значит, хронологически культура и цивилизация не всегда совпадают. Культурологическая концепция Шпенглера строится на сопоставлении  и  в большей части на противопоставлении культуры и цивилизации. В  мировой  истории  Шпенглер  выделяет  восемь   типов   культур, достигших полноты своего развития,  -  это  античность  и  Западная  Европа, арабская культура, Египет,  Вавилон,  Индия,  Китай  и  культура  майи.  Для Шпенглера их существование в разные времена на самых отдаленных  территориях планеты – свидетельство не единого мирового процесса, а единства  проявления культуры во всем ее многообразии.  Культура  у  Шпенглера  –  сложившийся  в веках исторический  индивидуум,  историко-культурная  целостность,  сущность которой образует религия.  По Шпенглеру, в основе каждой культуры лежит душа, а  культура  -  это

символическое тело, жизненное воплощение этой души. Но ведь всё живое когда-нибудь умирает. Живое существо рождается, чтобы  реализовать  свои  душевные

силы, которые затем угасают со  старостью  и  уходят  в  небытие  вместе  со

смертью. Такова судьба всех культур. Смерть культуры есть исчерпание  её  души,  когда  её  смыслы  уже  не вдохновляют  людей,  обращённых  теперь  не   к   осуществлению   культурных

ценностей, а к  утилитарным  целям  и  благоустройству  жизни.  Этот  период

Шпенглер связывает  с  наступлением  эпохи  цивилизации.

Термином цивилизации Шпенглер обозначает  последнюю,  неизбежную  фазу всякой культуры. Цивилизация как исключительно технико-механическое  явление противоположна культуре  как  царству  органически-жизненного.  Цивилизация, обладая одними и теми  же  признаками  во  всех  культурах,  есть  выражение отмирания  целого  как  организма,  затухание  одушевляющей  его   культуры, возврат в небытие культуры.Тойнби всемирная история складывается из относительно замкнутых цивилизаций, каждая из которых – это стабильная общность людей, объединенных, главным образом, духовными традициями и территориальными границами. Всем цивилизациям присуща своя история развития, расцвета и гибели, однако любая из них подчиняется неким “эмпирическим законам”, в силу чего возможно предвидение будущих событий. Универсальное государство и вселенская церковь, по А. Тойнби, являются характерными чертами цивилизации. Основополагающая роль в динамике цивилизации принадлежит ”творческому меньшинству”, обладающему “жизненным порывом”. Оно же несет ответственность за кризис, надлом и упадок цивилизации. На стадии восхождения цивилизации (или на стадии культуры) “творческое меньшинство” обладает способностью давать адекватные “ответы” на “вызовы” истории и тем самым содействует развитию и расцвету своей цивилизации. Однако со временем “творческое меньшинство” деградирует, утрачивает способность отвечать на “вызов”, теряет авторитет и превращается в “господствующую элиту”, управляющую при помощи насилия.


19.12.2014; 01:48
хиты: 132
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь