Леон Бакст | |
Автопортрет, 1893 год |
|
Имя при рождении: |
Лейб-Хаим Израилевич Розенберг |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: |
28 декабря 1924 (58 лет) |
Место смерти: | |
Страна: | |
Жанр: | |
Сайт: | |
Работы на Викискладе на Викискладе |
Лео́н Само́йлович Бакст (настоящее имя — Лейб-Ха́им Изра́илевич, или Лев Само́йлович Ро́зенберг; 27 января (8 февраля) 1866 — 28 декабря 1924) — русский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.
Содержание
[убрать]
Биография[править | править вики-текст]
Лев Розенберг родился 8 февраля (27 января) 1866 года в Гродно[2] в небогатой еврейской семье учёного-талмудиста. После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая иллюстрацией книг.
На первой своей выставке (1889) принял псевдоним Бакст — укороченную фамилию бабушки (Бакстер). В начале 1890-х годов выставлялся в Обществе русских акварелистов. В 1893—1897 годах жил в Париже, часто возвращаясь в Санкт-Петербург. С середины 90-х примыкал к кружку писателей и художников, формировавшемуся вокруг Дягилева и Александра Бенуа, который позднее превратился в объединение «Мир Искусства». В 1898 году совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноименного издания. Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу.
Продолжил заниматься станковой живописью, создав портреты Малявина (1899), Розанова (1901), Андрея Белого (1905), Зинаиды Гиппиус (1906). Также преподавал живопись детям великого князя Владимира. В 1902 году в Париже получил заказ от Николая II на Встречу русских моряков.
В 1898 году Бакст показал работы на организованной Дягилевым «Первой выставке российских и финских художников»; на выставках «Мира Искусства», на выставке «Secession» в Мюнхене, выставках Артели русских художников, и проч.
В 1903 году перешёл в лютеранство ради брака с дочерью П. М. Третьякова Л. П. Гриценко[3].
Во время революции 1905 года Бакст работал для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», позднее в художественном журнале «Аполлон».
С 1907 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями, в которых произвёл настоящую революцию. Он создал декорации для греческих трагедий, а с 1908 году вошёл в историю как автор декораций для дягилевских Ballets Russes («Клеопатра» 1909, «Шахерезада» 1910, «Карнавал» 1910, «Нарцисс» 1911, «Дафнис и Хлоя» 1912). В 1910 развёлся с Гриценко и вернулся к иудаизму[3]. Всё это время жил в Европе, поскольку, будучи иудеем, не имел вида на жительство вне черты оседлости.
Во время визитов в Санкт-Петербург преподавал в школе Е. Н. Званцевой. В период 1908—1910 годов одним из его учеников был Марк Шагал, но в 1910 году они разорвали отношения. Бакст запретил Шагалу ехать в Париж, поскольку, по его мнению, это пошло бы во вред искусству Шагала, а в финансовом отношении привело бы молодого художника к голодной смерти (Шагал не рисовал театральных декораций). Шагал тем не менее поехал, не умер с голоду и нашёл свой стиль живописи.
В 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств.
В 1918 году Бакст разорвал отношения с Дягилевым и Ballets Russes, но в 1921 году возобновил свою старую дружбу и оформил для Дягилева балет «Спящая красавица» П.И. Чайковского, последнюю свою крупную постановку. 27 декабря 1924 года умер в Париже от отёка лёгких.
Племянник Леона Бакста (сын его сестры Розы Самуиловны Розенберг) — советский историк Альберт Захарович Манфред.
Наиболее известные работы[править | править вики-текст]
Картины[править | править вики-текст]
-
Портрет Зинаиды Гиппиус, 1906
-
Древний Ужас, 1908
Театральные работы[править | править вики-текст]
Особую славу Бакста составили его работы для Русских сезонов (антреприза С. Дягилева), а также для труппы Иды Рубинштейн.
Наследие[править | править вики-текст]
В 2013 году корпоративная коллекция Белгазпромбанка пополнилась «Эскизом костюма Жар-птицы» Леона Бакста, приобретённым на аукционе Кристис[4]. Эта работа стала одним из немногочисленных произведений художника, возвращенных на его родину — в Беларусь [5] (до этого в этой стране имелось лишь несколько произведений тиражной графики Бакста в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь). В 2014 году Белгазпромбанк приобрёл у частного коллекционера альбом «Произведения Леона Бакста для балета “Спящая красавица”» (1922) [6].
-
«Эскиз костюма Жар-птицы к балету “Жар-птица”» (1922)
На 38-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, прошедшей 2 ноября 2015 года, была принята резолюция о праздновании под эгидой этой международной организации 150-летнего юбилея Леона Бакста в Беларуси (при поддержке Российской Федерации)[7]. Основным мероприятием, посвящённым юбилею художника в Минске, станет художественная выставка «Время и творчество Льва Бакста», которая будет организована по инициативе Белгазпромбанка в феврале 2016 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь [8].